Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 2, часть 1

Продолжаем наш семинар «Искусство общения». Сегодня мы поговорим о том, как давать хорошее общение. Будем изучать стих из 7 Песни, из четвертой Главы, которая называется «Хираньякашипу держит в страхе всю вселенную». В этом стихе описывается Прахлада Махарадж, каким прекрасным характером он обладал, и какое общение он давал другим.


брахманйах шила-сампаннах сатьйа-сандхо джитендрийах
атмават сарва-бхутанам эка-прийа-сухрттамах
дасават саннатарйангхрих питравад дина-ватсалах
бхратрват садрше снигдхо гурушв ишвара-бхаванах
видйартха-рупа-джанмадхйо манна-стамбха-виварджитах


В этом стихе описываются качества махараджи Прахлады, сына Хираньякашипу. Обладая всеми качествами настоящего брахмана, он отличался благонравием и был полон решимости постичь Абсолютную Истину. Он в совершенстве владел своими чувствами и умом. Подобно Сверхдуше, он был лучшим другом каждого и желал добра всем живым существам. Он с готовностью прислуживал любому уважаемому человеку, а о бедных заботился, как отец о своих детях. Для сверстников он был любящим братом, а своих духовных наставников, школьных учителей и старших духовных братьев почитал наравне с Верховной Личностью Бога. Он мог бы возгордиться своим образованием, богатством, красотой или знатным происхождением, однако в нем не было ни капли высокомерия.

Комментарий: таковы некоторые из качеств Вайшнава. Если человек Вайшнав – значит, он и брахман, ибо Вайшнав обладает всеми брахманскими достоинствами.

шамо дамас тапах шаучам
кшантир арджавам эва ча
джнаеам виджнанам астикйам
брахма-карма свабхава джам


«Умиротворенность, владение своими чувствами, аскетизм, чистота, терпение, честность, образованность, мудрость и религиозность – вот качества, проявляющиеся в деятельности брахмана» (Б.Г. 18.42). У Вайшнава эти качества развиваются сами собой. А значит, настоящий Вайшнав – это и настоящий брахман, на что указывает Нарада Муни, говоря брахманйах шила сампанах. Вайшнав с неизменной решимостью стремиться постичь абсолютную истину, а для этого необходимо полностью владеть своими чувствами и умом. Все эти достоинства были присущи Махарадже Прахладе. Вайшнав желает добра всем и каждому. Например, о шестерых Госвами сказано: дхирадхира-джана-прийау. Их любили и добропорядочные люди и разбойники. Вайшнав ко всем должен относиться одинаково, невзирая на различия в их положении. Атмават: вайшнав должен быть подобен Параматме. Ишварах сарва-бхутанам хрд-деше `рджуна тиштхати. Параматма ни к кому не питает ненависти. Господь находиться не только в сердце брахмана, но и в сердце свиньи. Подобно луне, которая не отказывается проливать свой умиротворяющий свет даже на дом чандала, Вайшнав никогда не отказывается делать добро любому. Он неизменно послушен своему духовному учителю, арию. Арием называют того, кто глубоко постиг духовную науку. Люди, не сведущие в этой науке, недостойны называться ариями. К сожалению, в наши дни ариями называют безбожников, но это происходит лишь из-за пагубного влияния Кали-юги.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что слово гуру относиться к духовному наставнику, который посвящает своего ученика в науку о Кришне и учит его развивать в себе сознание Кришны (Шри-бхагаван-мантропадешаке гурав итй артхат).

Семинар: Вчера вечером мы с разных точек зрения обсуждали тему «Получение хорошего общения». Сегодня будем говорить о том, как давать хорошее общение.

Эти два стиха, которые мы сегодня читали о Прахладе Махарадже, дают хорошее представление об этой теме. Он являлся представителем очень хорошего общения, и разным людям он давал свое общение по-разному. Он не давал его всем одинаково. Когда мы читали стих, вы слышали это описание.

Тема, которая идет красой линией в этом стихе – это уважение. Он уважал своих наставников, духовных братьев и духовных учителей. Он почитал их наравне с Верховной Личностью Бога. С равными он был, как брат. Но он не был подобен обычному брату, потому что мы знаем, что иногда братья дерутся. Он с большим участием относился к своим братьям. Он относился к своим братьям, как к равным, но при этом им двигало участие и забота о своих братьях. К тем, кто был младше, он относился как любящий отец.

Разным людям он по-разному давал свое общение, поэтому для этих людей, такое проявление его общения было очень удивительным. Он был напрочь лишен всякого эгоизма и гордости. Если мы хотим давать свое общение, мы должны развить в себе такие же качества, и это невозможно сделать искусственно. Прахлада Махарадж был таким, потому что он был чистым преданным Бога. Его взаимоотношения с младшими, равными и старшими были естественными. И, в конечном счете, эта духовная зрелость, является очень важным фактором в общении.

Я хочу прочитать пару строк из «Чайтанья-Чаритамриты». Здесь описывается Рагхунатха Батта Госвами. Поскольку он был маха-бхагаватой, мы не можем имитировать его, но, по крайней мере, мы можем оценить его возвышенный характер, и то, как он прекрасно и здорово общался с другими людьми. Это Антья-лила глава 13.

«Рагхунатха Батта никогда не говорил и не слушал ничего материального. Он просто обсуждал темы связанные с Кришной, и денно и нощно поклонялся Господу. Он никогда не позволял себе слушать оскорбления в адрес Вайшнава. Так же он никогда не слушал о каких-то отклонениях в поведении преданных. Он просто знал, что все каким-то образом заняты в служении Кришне, ничего другого он не понимал».

Шрила Прабхупада дает свой комментарий: «Несмотря на то, что Вайшнав-проповедник может иногда критиковать других, Рагхунатха Батта избегал этого, даже не смотря на то, что какой-то Вайшнав мог, очевидно, ошибаться. Рагхунатха Батта не критиковал его. Он видел, что все заняты в служении Кришны. Таково положение маха-бхагаваты».

Здесь описывается маха-бхагавата, мы же таковыми не являемся. Если Рагхунатха Бата видел, что преданный ошибается в чем-то, никогда не критиковал его. Означает ли это, что если мы не являемся маха-бхагаватами, то мы можем позволить себе критиковать Вайшнавов. Что вы думаете, это хорошая идея? Но мы же не маха-бхагаваты? Как для маха-бхагаваты, так и для всех Вайшнавов это является единым правилом, мы не должны критиковать Вайшнавов.

Но если видно, что преданный в чем-то действительно ошибается, если мы видим, что какой-то Вайшнав курит сигарету, иногда такое случается, что нам нужно делать? Побежать рассказать другим преданным и начать очень серьезное обсуждение? Нет, мы должны помочь этому преданному. Когда преданный дает хорошее общение, его настроение таково, что он служит.

Можно служить такому человеку по-разному. Разным категориям преданных служат по разному, со старшими, с равными, с младшими. Вы служите таким преданным, но по-разному в соответствии с их положением. И действительно, если мы хотим давать хорошее общение преданным, мы должны избегать критики в их адрес. Шрила Прабхупада сказал: «Человек по настоящему может позволить себе критиковать только своих сыновей или учеников». Если у вас нет сыновей, учеников, вы не можете никого ругать.

Может быть, я уже рассказывал вам эту историю, когда у нас в Южной Африке была одна семья, и они слушали эту лекцию Прабхупады, и Прабхупада сказал эту фразу. Эта семья все это слышала, в этой семье была маленькая девочка семилетнего возраста. Несколько дней спустя она что-то напроказничала, и ее отец начал ругать ее. Она сказала: «Пита! Вы же не можете этого делать! Вы же слышали, что сказал Прабхупада, можно ругать только сыновей и учеников. Я Ваша дочь, Вы просто не можете меня ругать». И он был побежден.

Когда мы говорим о том, что такое давать хорошее общение, главным здесь является уважение. Когда мы общаемся с младшими, главным здесь должно быть чувство любви. Настоящее чувство заботы и участия к ним, как мы им можем помочь. Когда мы общаемся с равными, так же должно присутствовать это чувство любви. Так же, как здесь описывается – Прахлад был участлив к братьям. Когда мы общаемся со старшими, так же должно присутствовать чувство любви и почтения. Должны присутствовать эти чувства и их основные проявления в нашем сердце. Тогда мы будем способны давать хорошее общение.

Когда в нас не достаточно этих чувств любви и ценности преданных, тогда мы будем пытаться эксплуатировать младших, это естественный тип материального сознания – я хочу наслаждаться. Если ты младше, то я хочу наслаждаться за твой счет. С равными в таком случае, мы будем состязаться или соревноваться, но в том настроении, что мы лучше. Со старшими у нас будет проявляться тенденция к зависти.

Вчера мы приводили примеры, как разные личности получали хорошее общение. Сейчас бы я хотел рассмотреть те примеры, о которых мы упоминали, но с точки зрения того, как разные преданные давали свое общение. Мы будем говорить о Нараде Муни и Дхруве. Каким образом Нарада Муни давал свое общение Дхруве и помог ему. Также обсудим тему Нарады Муни и Вальмики, Нарады Муни и Мригари, Нарады Муни и Прачинагарбхи, Видуры и Дритараштры, и если останется время, то обсудим также тему Харидаса Тхакура и проститутки, и потом еще что-то скажем о Шриле Прабхупаде.

Один интересный момент, мы заметили его в цепи этих различных диалогов, что все эти преданные дают свое общение, не попадая в категорию стереотипов, они подходят к этому делу очень личностно и вдумчиво. Они по настоящему рассматривают то положение, в котором находится тот человек, с которым они общаются. И поступая так, они могут достучаться до его сердца, помогая практически. Они помогают по-настоящему, очень динамично, изменить жизнь такого человека.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru