Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 2, часть 2

Такая проповедь называется творческой, креативной, не просто как машина: «вы не тело», «вы должны повторять Харе Кришна», «не делайте этого», с большой вовлеченностью и очень эмоционально, как фанатичные распространители книг. Мы, конечно, любим распространение книг, но есть фанатичные распространители. Человек подходит к вам с вопросом: «Как мне сделать это?», и фанатичный распространитель говорит: «Почитай эту книгу». А другой человек подходит и говорит: «Как мне лучше мантру повторять?». Фанатичный распространитель: «Вот эту книгу почитай». «Как мне следовать регулирующим принципам?», - ответ: «Прочтите вон ту книгу». Так и есть, это правда. Но все же, мы должны более творчески подходить к тому, как помогать людям.

Кто-нибудь из вас знает, как Нарада Муни проповедовал Дхруве? Или это слишком? Сначала он сказал Дхруве: «Оставь это желание», Дхрува ответил: «Я не могу, я слишком кшатричен. Ты должен дать мне наставления, которые помогут завоевать мне царство. Если ты не можешь помочь мне, уходи с дороги. Не трать мое время». И Нарада Муни проповедовал ему сознание Кришны с целью поднять его на уровень чистого преданного служения. Нарада Муни дал определенную программу, как достичь этой материальной цели: «Если ты будешь следовать моим наставлениям, то ты получишь свое царство».

Это такой творческий подход в проповеди Нарады Муни и Дхрува воодушевился следовать его наставлениям, но в тоже время, он таким образом очищался, но он этого не знал. Таков профессионализм Нарады Муни по отношению к Дхруве.

Затем пример с Вальмики. Вальмики был убийцей и вором. Он набросился на Нараду Муни посреди дороги, поставив нож к горлу и сказав: «Жизнь или деньги?». Нарада Муни ответил: «Нет у меня денег. И я не тело и разницы не будет, если ты убьешь это тело. Поэтому решай сам, что ты будешь делать». Вальмики сказал: «Ну, я же серьезно, я же тебя сейчас убью!». Нарада ответил: «Без проблем, делай что хочешь». Таким образом, Нарада Муни, проповедовал ему, давая свое общение, и Вальмики получил такое впечатление: «Как тебе удается быть в таком сознании».

Тогда Нарада стал более непосредственно ему проповедовать. Нарада Муни сказал ему: «Если ты убьешь меня, у тебя будет плохая карма». Вальмики ответил ему: «Ну, знаешь, я вообще-то это делаю для своей семьи, так что они возьмут на себя часть этой кармы». Нарада Муни тогда сказал ему: «Ну, иди и спроси их об этом, согласятся ли они на это?». Вальмики отправился и спросил свою жену об этом, свою дорогую любимую жену: «Я столько грехов совершаю ради тебя, чтобы принести тебе деньги, но тут мне за это светит карма, и, принимая во внимание то, что я делаю это ради тебя, согласишься ты взять часть ее на себя?». Жена ответила: «Нет! Да ни за что! Я вообще никогда не просила тебя этого делать! Это твоя обязанность, твой долг. Ты, как муж, должен обеспечивать семью, это уже твое дело, как ты будешь делать это, и не проси меня взять на себя часть твоей кармы». Вальмики был шокирован.

Таким образом, можно увидеть, что у Нарады Муни была своя определенная стратегия, он очень логично проповедовал и давал свое общение. Он не говорил ему просто: «Ты не тело, ты получишь плохую карму». Он очень глубоко думал, как стимулировать Вальмики, как привлечь его.

То же самое было в примере с охотником Мригари. Своей мистической силой Нарада Муни показал ему, что одно из животных, которое он убил, придет к нему, чтобы отомстить. У него было такое видение, как различные животные нападают на него, кусают и так далее.

Затем на примере с Прачинагарбхи. Конкретно, его проблема была в том, что он глубоко погрузился в чувственную деятельность, он был очень привязан к своей жене, и проводил очень много времени, просто смотря на нее, сокровенно общаясь с ней. Вы помните, что сделал Нарада Муни с Прачинагарбхи? Он рассказал ему историю царя Пуранджаны.

Это аллегория, вымысел, не было на самом деле никакого царя Пуранджаны. Но, тем не менее, он рассказал Прачинагарбхи эту историю царя, который был очень похож на него и был таким же сентиментальным, погруженным в материальную деятельность и в чувственные наслаждения. На самом деле этот Пуранджана и является Прачинагарбхи, но он ему не говорит, что «ты вот такой». У Пуранджаны тоже была очень хорошая жена, и он очень любил ее. Он слишком сильно любил ее, он не мог перестать думать о ней, он находился в сознании жены. И в своей следующей жизни он становиться Пуранджани и как Пуранджани она проходит через разные перипетии, теряет своего мужа. Итак, проповедуя различными способами, Нарада думал, как помочь Прачинагарбхи. И, конечно, здесь идет речь о том, как давать свое общение младшим. Здесь настроение такое, что должна присутствовать забота, любовь, доброта и так далее.

Но что касается примера Видуры и Дхритараштры, то здесь все немного иначе. Видура видит, что нужно принимать какие-то срочные меры. Видура сказал ему: «У тебя зубы выпадают, уже поражена печень, ты харкаешь слизью, ты лысеешь, у тебя память теряется, твой разум помутился и ты живешь как цепной пес, поедая объедки со стола Бхимы». Совсем иной стиль проповеди.

Я пару раз присутствовал на встречах с людьми, когда Прабхупада проповедовал, таким образом. Люди объясняли, как они живут и что думают, и Прабхупада говорил: «Да вы просто как кошки и собаки». Но поскольку у него было определенное настроение, люди принимали всю его проповедь и даже соглашались: «Да вы правы!». Но после того как эти люди уходили, Шрила Прабхупада говорил своим ученикам: «Я могу так проповедовать, но вам так лучше не проповедовать».

На примере Харидаса Тхакура с проституткой мы можем проследить очень творческий подход к проповеди. Проститутка пришла к Харидасу Тхакуру и сказала: «О, ты такой красивый молодой человек! Я хочу понаслаждаться с тобой. Если ты не будешь наслаждаться со мной, то я совершу самоубийство». Она ожидала, что Харидас Тхакур скажет: «Нет! Убирайся отсюда!», но он немедленно ответил: «Хорошо. Прекрасная идея, мне нравиться. Но, есть одна проблема, я тут не закончил свои круги. Ты посиди, послушай, как я повторяю, пока я их заканчиваю. Вот тогда и понаслаждаемся!».

Проститутка подумала: «Ух, ты! Я не думала, что все будет так легко». И вот он повторял и повторял, а она слушала и слушала, и ее сердце очистилось. Но сначала она заснула. Когда она проснулась, было уже утро, но Харидас все еще повторял, и она сказала: «Ты же не хочешь мне сказать, что еще не закончил свои круги?». Он ответил: «Нет, нет, я закончил, но это были вчерашние круги, а сейчас я повторяю сегодняшние. Позволь, я закончу их». И вот он опять повторяет и повторяет, а она слушает и слушает. Тогда ее сердце полностью очистилось, и она полностью отбросила свою жизнь проститутки, и немедленно, прямо там, она стала замечательной преданной. Опять, если же мы встречаемся с проституткой, или кем-то в этом роде, я думаю, это не очень хорошая идея, пытаться применить такую же стратегию. Он повторял больше кругов. Таковы примеры, когда великие личности давали свое хорошее общение.

И Прабхупада, когда давал свое общение, тоже делал это по-разному. Один преданный, спросил Шрилу Прабхупаду: «А почему все преданные должны ездить в Майапур на ежегодный фестиваль». (Прабхупада давал такое наставление, что каждый преданный, каждый год должен приезжать в Майапур на фестиваль, это необходимо для того, чтобы общаться.) Этот преданный сказал: «Прабхупада, это так дорого! Если каждый из тысячи преданных потратит по 500 долларов, это будет 500.000 долларов. Мы можем использовать эти деньги для проповеди, это же будет лучше?». Шрила Прабхупада сказал ему: «Мы много денег тратим на еду. Почему бы нам не перестать есть? Вот тогда мы сэкономим очень много денег для проповеди».

Иными словами, общение, это как еда, это как наша жизнь. Если мы не будем давать и получать хорошее общение, тогда мы потеряем основной элемент нашего существования в сознании Кришны. Прабхупада говорил: «Если хочешь, то перестань дышать, но ты не должен этого делать. Никто же не останавливает тебя и не говорит тебе, что ты должен дышать. Но если ты не будешь дышать, это будет проблема. Если мы не общаемся и не даем общения, то это большая проблема».

Как нам стремиться давать хорошее общение? Первая и самая важная вещь, это то, что мы должны быть верны Шриле Прабхупаде. Другими словами, мы должны давать такое общение, которое бы вдохновляло тех, кому мы проповедуем, и вселяло бы больше веры в Шрилу Прабхупаду и в духовных учителей.

В настоящий момент, у нас есть одна проблема с одним преданным и его друзьями. Он разумный преданный и достаточно хорошо знает священные писания, и может достаточно хорошо представлять их, но он так проповедует, что многие люди, слушая, его, теряют веру в своих духовных учителей, и они теряют веру в общение с преданными ИСККОН. И в итоге, получается так, что в обществе преданных происходит раскол.

У нас есть несколько моментов, которые можно прочитать по поводу того, как правильно давать правильное хорошее общение. Нужно попытаться давать хороший пример. Я наткнулся на один хороший пример с Джаянандой.

Джаянанда был учеником Шрилы Прабхупады, он оставил этот мир раньше, чем Шрила Прабхупада. У него был рак крови. За год или полтора, он превратился из большого крупного человека в скелет. Раньше он весил около 100 килограмм и был очень сильным и крепким мужчиной, но, в конце это уже были кожа и кости.

За несколько недель до ухода, он находился в больнице для раковых больных, и один преданный пришел навестить его. Преданный вошел в палату, но Джаянанды там не было. Куда же он делся, он уже не мог ходить? Там стояла кровать, она была в очень хорошем состоянии, никто на ней не лежал. Где же Джаянанда? Потом он посмотрел через кровать, и увидел, что Джаянанда лежит прямо на полу. У него был какой-то плед, и он лежал на нем, на полу.

Преданный не стал спрашивать, что он делает, он просто сел на кровать, чтобы поговорить с ним, и Джаянанда сказал ему: «Пожалуйста, не садись на кровать!». Преданный не мог понять: «Что, мы уже не используем кровать?». Джаянанда указал на подушку, и на не ней, преданный увидел изображение Шрила Прабхупады. Джаянанда сказал: «С тех, пор, как я стал преданным, у меня не было лучшей кровати, чем эта, и я подумал, что я не могу пользоваться ей сам, я должен предложить ее Шриле Прабхупаде».
Он просто лежал на полу, а Прабхупада находился на подушке. Если мы даем хорошие примеры и поднимаем свой уровень, тогда мы можем давать хорошее общение. Существует много разных историй про Джаянанду. Это был очень сердечный и добрый человек. И он также был очень воодушевленным в служении. Он делал то, что не делали другие.

Однажды он выносил мусор из храма. Это был большой храм, там жило 50-60 преданных, поэтому было много мусора. Джаянанда вышел на улицу с этим мусором, и там мимо проходил один молодой человек. Он не был преданным, он просто шел куда-то поглощенный своей жизнью. Джаянанда остановил его и сказал: «Вы не могли бы мне уделить минутку, мне нужна помощь». Он так это сказал, что молодой человек подумал: «А что, почему нет, помогу». Они погрузили все эти баки с мусором, и поехали на свалку, вывалили мусор, вернулись в храм, помыли баки, все это заняло где-то 3 часа. И все это время Джаянанда проповедовал этому парню, был очень обходителен и добр с ним, и был исполнен большого энтузиазма. В конце этот парень подумал, что если уж мусорщик в этом храме так счастлив, каковы же тогда здесь другие люди?! И он тут же предался и поселился в храме. Он до сих пор преданный.

Джаянанда – очень хороший пример заботы и доброты, и заинтересованности в людях. Когда мы даем общение, мы должны следить за тем, чтобы не давать негативного настроения. Мы не должны быть слишком озабочены тем, чтобы поправлять людей. Иногда начинающие преданные жалуются: «Меня попросили сделать служение, я занимался этим, и какой-то преданный подошел и сказал не делать так, а делать по-другому. Я изменил, и стал делать по-другому. Через какое-то время пришел другой преданный, и сказал, не делать и так, а делать по-другому, как я делал сначала». Такое отношение сбивает людей с толку. Философия менее важна, когда речь идет о молодых и начинающих людях. Их больше заботит то, как к ним относятся другие люди, и если они чувствуют, что о них по-настоящему заботятся, тогда они думают: «Очень хорошо, я хочу стать частью всего этого».

Санатана Госвами путешествовал по Враджа Мандале, и люди всей деревни, где он останавливался, приходили, чтобы навестить его и посмотреть на Санатану Госвами. Ночью у них была программа, и в конце ее он встречался с людьми, он знал всех. И с каждым он разговаривал о его жизни: «Как у тебя корова, родила теленка? Вот то, что ты посадил, урожай взошел?». Он знал людей, он проявлял заботу. Утром он уходил, но люди не позволяли ему уйти. Они хватали его за руки, и даже взрослые мужчины плакали. Ему приходилось с каждым из них говорить лично, чтобы они позволили ему идти дальше.

Так он приходил в следующую деревню, и все повторилось вновь. Всю ночь он проводил программу, встречался с людьми. Но на следующее утро с большими трудностями уходил и из этой деревни в следующую. Он стал духовным учителем всех бриджабаси.
Вот некоторые мысли, о том, как давать хорошее общение. Попытайтесь по-настоящему проявлять интерес к людям, заботиться. Нужно смотреть, кем являются по отношению к вам люди, с которыми вы общаетесь, младшими, равными или старшими. Пытайтесь не быть механичными в своем общении.

Шрила Прабхупада Ки! Джай!
Харе Кришна!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru