Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 3, часть 1

Дурваса Муни оскорбляет царя Амбаришу. Начиная с этого стиха, мы будем выбирать, и читать какой-то стих из этой главы. Эти стихи будут связаны с темой, «Как получать и как давать хорошее общение». Это в особенности важно потому, что в этих стихах Господь Сам говорит, как Он относиться и ценит Своих преданных. Он очень сильно привязан к Своим преданным. Таким образом, это очень сильно связано с нашим семинаром, но немного с другого угла зрения. Это прекрасные стихи.

шри-бхагаван увача
ахам бхакта-пардхино хй асватантра ива двиджа
садхубхир граста-хрдайо бхактаир бхакта-джана-прийах


Верховный Господь сказал брахману: Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости. Мои преданные не имеют никаких материальных желаний, поэтому Я нахожусь только в их сердцах. Что говорить о них, когда даже те, кто предан Моим преданным, очень дороги мне.

Комментарий: Все великие и могущественные повелители во вселенной, включая Господа Брахму и Господа Шиву, подвластны Верховной Личности Бога, но Сам Господь подвластен Своим преданным. Почему? Потому что преданный – анйабхилашита-шунйа, в его сердце нет материальным желаниям. Его единственное желание – всегда думать о Верховном Господе, и о том, как лучше служить Ему. Этим качеством преданные завоевывают благосклонность Верховного Господа, который благоволит не только к ним, но даже к тем, кто им предан. Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: чхадайа ваишнава-сева нистара пайечхе кеба – не став слугой преданного, невозможно вырваться из сетей материального бытия. Поэтому и Чайтанья Махапрабху говорил о Себе как о гопи-бхартур пада-камалайор даса-дасанудасах. Этими словами Он учит нас тому, что мы должны стремиться стать не слугами Кришны, а слугами Его слуг. Преданные, подобные Брахме, Нараде, Вьясадеве и Шукадеве Госвами, служат Самому Кришне, и тот, кто становиться слугой Нарады, Вьясы и Шукадевы, как это сделали шестеро Госвами, разовьет в себе еще большую преданность Господу. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: йайсйа прасадад бхагават-прасадах – если человек искренне служит своему духовному учителю, он непременно обретет благосклонность Кришны. Следовать наставлениям преданного еще более важно, чем следовать наставлениям Самого Верховного Господа.

Семинар: В этой серии стихов, которые состоят примерно из 6-7 стихов, Верховный Господь объясняет, насколько дороги Ему Его преданные. И здесь Он также упоминает о том, что не только эти преданные дороги Ему, но и те, кто не являются Его преданными, но преданные Его преданных также дороги Ему. Они могут не быть преданными Кришны, но, так или иначе, у них есть преданность к Его преданным. Причина может быть любая, но, поскольку они привязаны к преданным, Кришна их также любит. Что же говорить о тех, кто со всем сердцем служит Верховной Личности Бога. Этот стих является частью стихов, где описывается, как Дурваса Муни оскорбляет царя Амбаришу. Я думаю, что многие из вас знакомы с этой историей. Я коротко упомяну основные моменты этой истории.

Амбариша Махарадж совершал большой пост в экадаши. Он делал это для прославления Господа. Он также делал это для блага граждан. На следующий день пришло время прервать пост. Как вы знаете, на следующий день в двадаши, есть период времени, который называется экадаши-парана.

Последний экадаши был 10-12 дней назад. В это время я находился в Литве, и у нас было всего около 10 минут, чтобы прервать пост. Но здесь речь идет о строгих ритуалах. То есть нельзя сказать, что нужно выходить из экадаши в это время. Это как в истории с Золушкой, надо было что-то сделать к определенному периоду времени, а иначе один из персонажей был бы превращен в тыкву. Если вам не удаться прервать пост в это время, то вас в тыкву не превратят. Но с точки зрения этих строгих церемоний смарта – «видхи», ведических правил и предписаний, это нужно делать. Строго говоря, если вы не выходите из поста, то он не засчитывается.
То есть, для Махараджи Амбариши и для миллионов его граждан это было большим событием, поэтому он пытался сделать все правильно. Он хотел выйти из поста именно в это время и не допустить никакой ошибки.

Неожиданно на сцене появился Дурваса Муни. Существует ведический (Вайшнавский) стандарт, когда к вам в дом приходят гости, необходимо очень достойно встретить их. Вайшнавский стандарт означает, что вы должны предложить гостю что-то поесть, что-то попить, место для сидения и какие-то приятные слова, а иначе это считается очень серьезной апарадхой. Если у вас нет пищи дома, тогда вы можете предложить воду, какое-то место для сидения и приятные слова. Если же у вас нет воды, тогда вы должны предложить место для сидения и приятые слова. Если же у вас нет места, где присесть, нет воды, еды, тогда необходимо предложить гостю хотя бы приятные слова. Если нет вообще ничего, пищи, воды, места, приятных слов, тогда это серьезная проблема.

В Седьмой Песне описывается, как Кашьяпа Муни приходит домой и видит, что его жена Адити совершенно «никакая» лежит на полу. И он спрашивает ее: «Что случилось?». Она находиться в таком удрученном состоянии, что не может вымолвить ни слова. Он начинает искать варианты и предположения, что с нею могло случиться, так, чтобы она могла подтвердить то, что с ней случилось. И первое предположение, которое он выдвинул, которое, по его мнению, могло привести ее к такому состоянию – он сказал: «Может быть, был какой-то незваный гость, которого тебе не удалось достойно встретить?». Это была первая мысль, которая пришла ему в голову и которая была причиной этого ужасного состояния Адити.

Он не спросил ее: «Может кто-то у тебя прасад украли? Может, ты кушала самосы, а кто-то у тебя прямо с тарелки стащил? Может, кто-то оскорбил тебя? Или кто-то сказал, что ты грязная или какие-то другие слова?». Нет, он этого не говорил. «Может, приходил какой-то незваный гость, которого тебе не удалось достойно встретить». Незваный гость должен рассматриваться как сам Господь. «Дити» – означает какое-то назначенное время, а «Адити» – без времени.

Итак, это является частью ведической и Вайшнавской культуры, так же, как и защита коров. Мы можем думать: «Что же такого важного в защите коров». Но в ведической и Вайшнавской культуре этот момент считается самым важным.

Итак, пришел Дурваса Муни и Махараджа Амбариша, как чистый преданный Господа подумал: «Я должен самым наилучшим образом встретить этого преданного». Он так и сделал, спросив: «Может, ты хочешь что-то покушать?». Дурваса Муни ответил: «Да, на самом деле я очень проголодался!». Махараджа Амбариша сказал: «Пожалуйста, присаживайся, сейчас мы накормим тебя до полого удовлетворения». Дурваса Муни ответил: «Ты знаешь, мне сейчас необходимо принять омовение». Он пошел принять омовение.

Махараджа Амбариша понял, что к тому времени как он примет омовение и вернется, этот период времени, в который необходимо прервать пост уже закончится. И этот пост, который задумал Махараджа Амбариша, ради которого он принял на себя такой большой труд, если все так пойдет, будет совершенно напрасным. Тогда он спросил высококвалифицированных брахманов: «Что же мне делать?», - и они ответили ему: «Просто прими немного воды, строго говоря, ты выйдешь из поста, но в соответствии с этикетом, этикет не будет нарушен».

Он так и поступил, экадаши был успешно завершен. Спустя какое-то время вернулся Дурваса Муни, и с помощью своих мистических совершенств он увидел и понял, что Махараджа Амбариша принял что-то без него, и это очень сильно расстроило его. Он подумал: «Это большая апарадха против меня! Это очень серьезно! Чем же мне ответить этому негодяю? Единственно подходящая вещь для него будет – смерть».

Но это было чересчур. Вы стоите в очереди и ждете, пока вам положат пир, кто-то обгоняет вас и встает перед вами, и вы говорите: «Ты должен умереть!». Несомненно, это чересчур. Или вы хотите добавки чего-нибудь, например, еще одну самосу с паниром и цветной капустой. И вот вы стоите в очереди, продвигаетесь и ждете какой-то добавки, остается одна самоса, и кто-то вдруг обгоняет вас и хватает ее и «до свидания» самоса. И вы думаете, это большое оскорбление по отношению ко мне: «Он должен умереть! Это единственное достойное наказание для него». Это настроение Дурвасы Муни очень странное. Оно слишком странное, чересчур, даже немного шокирующее.

Он вырвал волосок из своей головы, бросил его на землю и из него появился страшный демон, который начал преследовать Махараджа Амбаришу, и что же стал делать Махараджа Амбариша? Он побежал? Он начал звать охрану? Стал ли он звать на помощь маму? Он просто сложил ладони, закрыл глаза и стал молиться Кришне. Он так глубоко погрузился в сознание Кришны, что из его глаз потекли слезы. Эти слезы не были слезами страха или ужаса. Это были слезы трансцендентного экстаза и любви к Кришне. Можете увидеть какова разница в сознании. И тут, откуда ни возьмись, появилась Сударшана Чакра, которая убила демона и погналась за Дурвасой Муни.

Что же сделал Дурваса Муни? Вот он побежал! У него засверкали пятки. Он обращался к разным личностям, которые, по его мнению, могли помочь ему: «Пожалуйста, помогите мне, спасите мою жизнь!». Они отвечали: «О! Сударшана Чакра! Мы ничего с этим поделать не можем!». Он отправлялся к Господу Брахме, последним был Господь Шива, который ответил ему: «Я ничем не могу тебе помочь, эта Сударшана Чакра – это личное оружие Верховного Господа, почему бы тебе к Нему не сходить?».

И в этом стихе как раз описывается этот момент. Дурваса Муни предлагает хорошие молитвы Господу, что «Ты очень милостив к падшим душам, Ты очень добр к тем, кто находится в беде, Ты очень милостив к тем, кто воспевает Твои святые имена, поэтому, пожалуйста, будь милостив и спаси меня от своей Чакры!». И что же ответил ему Господь Нараяна? Этот стих первое из того, что Он ему сказал. Когда мы подойдем к последнему стиху из этой серии стихов, мы увидим, что Господь ответил: «Я не могу помочь тебе. Это не в Моих силах. Только преданный может сделать это! Единственно, что ты можешь сделать, отправиться к тому преданному, которого ты оскорбил, другой альтернативы нет».

Это вполне разумно. Представьте, вы оскорбили Нитьянанду даса, он комендант, вы попадаете в беду, у вас проблемы, и вы понимаете, что это все оттого, что вы оскорбили этого человека. Тогда вы подходите к Адвайте Ачарье и причитаете: «Ой, извини, пожалуйста!». Это не тот подход, нет никакого здравого смысла. И то же самое испытывает Господь. «Ты оскорбил Моего преданного, Я ничем не могу тебе помочь. Все это находиться в руках моих преданных. Ты должен пойти к Моему преданному, другой альтернативы нет».

Вишванатха Чакраварти Тхакур, комментируя серию этих стихов, упоминает одну интересную вещь, он описывает это в форме дополнительного диалога между Господом и Дурвасой Муни, где последний говорит: «О, Господь, у Тебя очень милостивое сердце, Твое сердце исполнено сострадания к таким падшим и страдающим душам как я. Пожалуйста, по Своей доброте сердечной, спаси меня!». Верховный Господь отвечает: «Ты знаешь, на самом деле у Меня нет сердца, Я отдал его Своим преданным. Если тебе нужно сострадание, которое находиться в Моем сердце, отправляйся к Моим преданным».

Читая эти стихи, мы видим, как эмоционально Господь выражает Свое отношение к Своим преданным. Откуда у Господа такие чувства к Своим преданным? Почему Его контролируют Его преданные? Вы помните слова Прабхупады из комментария? Шрила Прабхупада цитирует знаменитый текст: «Смысл в том, что у преданных нет материальных желаний». Поэтому Господь находиться в их сердцах, и поэтому ОН испытывает такое расположение к ним.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru