Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 5, часть 2

Иногда мы обнаруживаем, что одни преданные говорят другим преданным: «Зачем ты следуешь всем этим четырем регулирующим принципам, это так сложно! Тебе нужно больше расслабляться, будь более естественным. Делай то, что тебе нравиться. Зачем четыре, если ты следуешь трем – это уже хорошо. Это 75%. Если вы получаете 50% на экзамене, это означает, что вы сдали его. Если вы следуете трем или двум, это даже нормально. Зачем ты стараешься повторять 16 кругов. Я как тебя вижу, ты все повторяешь и повторяешь. И ты не выглядишь слишком счастливым. Зачем ты так себя заставляешь и упорствуешь? Зачем ты так себя напрягаешь? У тебя же есть желание что-то делать? Ты подавляешь эти желания! А ты знаешь, что говорит Господь Кришна в «Бхагавад-Гите», к чему может привести это подавление? Ты же видишь, Кришна говорит об этом, тебе надо больше расслабиться». Это может говорить преданный, слишком материалистичный преданный. Таково дурное общение. Например, если кто-то полностью против сознания Кришны, тогда это очевидно, и мы избегаем таких людей, но если этот человек до какой-то степени преданный, у нас есть склонность общаться с ним. Мы должны быть очень осторожны, это тонкий вид дурного общения.

Еще один вид дурного общения представлен Калией. Вы знаете, что демоны во вринадавана-лиле сравниваются с различными анартхами. Калия является такой анартхой, как отравление сердец преданных. Не в буквальном смысле отравление, а тонкое отравление с помощью слов. Когда-то мы слышим, как кто-то говорит о президенте храма: «Он такой хороший человек, преданный, в нем столько хороших качеств». Мы слышим это и наше сердце раскрывается. Преданный говорит, что «это хороший преданный, но…» и затем следуют какие-то другие слова. И вот это сравнивается с отравлением сердца преданного. И в следующий раз, когда вы видите, как идет президент храма, и вы думаете: «Ага, вот он!», потому что в вашем сознании произошла перемена.

Шрила Бхактисиддханта объясняет по поводу Калии, что Кришна уже собирался и уже практически уже убил его, но в самый последний момент он предался Кришне. И Кришна принял его, как преданного, но Он ни за что не позволил ему оставаться во Вриндаване. Он ни за что не позволил ему оставаться в обществе преданных.

Итак, если мы отравляем преданных, их умы, с помощью всякой политики, с помощью слухов, с помощью сплетен, но если мы извинимся, то Кришна может позволить нам оставаться преданными, но нам не будет позволено оставаться в обществе преданных. Нас выгонят из общества преданных. Такое объяснение приводиться в примере с Калией.

И, как мы уже говорили, если мы получаем дурное общение, то, в конце концов, мы совершим апарадху. В начале мы читали стих Господа Чайтаньи из «Чайтанья-Чаритамриты», где Он говорит, что «если вы совершаете оскорбление стоп Вайшнава, то такое оскорбление сравнивается с бешеным слоном». Наше развитие в преданном служении сравнивается с тем, как растет росток бхакти-латы. Он растет в саду нашего сердца. Если мы как следует, заботимся о нем, поливая и давая ему пищу, слушая и воспевая о Кришне, тогда этот росток бхакти будет расти очень хорошо. Но если вы совершаете оскорбление, тогда появляется бешеный слон, который врывается в сад нашего сердца.

Я не знаю, насколько вы знакомы с бешеными слонами. В Африке у нас есть слоны. Если бешеный слон ворвется в ваш сад, где у вас может быть очень хороший росток, но если этот росток, схватит бешеный слон, он в одно мгновенье может растереть его и может полностью разрушить все, что может быть еще в этом саду. Слоны выглядят как большие толстые существа, но они чрезвычайно чувствительны. Если вы обидите слона, он это запомнит, и спустя двадцать лет он будет помнить об этом. Поэтому, если будете общаться со слонами, помните об этом и будьте очень осторожны.

Много лет назад преданные были на Пада-ятре в Индии, они несколько раз обходили всю Индию, и у них была слониха, которая любила идти впереди. Когда Пада-ятра шла куда-то, она всегда шла впереди. Если кто-то пытался обогнать ее и пойти впереди нее, она очень сильно это не любила. И что она делала? Она своим хоботом била этого человека и пыталась согнать с дороги. Кто-то подходит со стороны, и она бьет его.

Один пожилой преданный каждый день пытался обогнать ее, несколько раз на дню. И всякий раз слониха пыталась его сбить, столкнуть. В один из дней ей это надоело, она просто схватила его хоботом, подняла его в воздух, бросила на землю и наступила на него, и «до свидания». Он оставил тело, будучи раздавленным слоном. Поэтому, пример с бешеным слоном – это хороший пример, потому что, если что-то или кто-то встает на пути слона, ему приходит конец.

У вас может быть очень хороший росток бхакти, он мог расти уже 10-20 лет, и быть уже толстым, и вы думаете, что «это очень сильный и хороший росток». Но если слон схватит его, то в мгновение ока он будет вырван из земли и разрушен.

Господь Чайтанья очень настоятельно подчеркивал тот момент, что мы должны избегать оскорблений. Если мы совершаем оскорбления, то мы должны сделать что-то, чтобы нейтрализовать это. Есть история о том, как мать Шачи оскорбила Адвайту Ачарью. Адвайта Ачарья был лидером преданных в Навадвипе, и каждый день проводил программы, на которые приходило много преданных. Брат Господа Чайтаньи, Вишварупа, тоже посещал эти программы, и он получил такое сильное убеждение, что принял санньясу, оставил дом и больше его не видели. И мама Шачи не была счастлива от этого. В своем уме она всегда обвиняла Адвайту ачарью, и в один из дней Господь Чайтанья отчитал маму Шачи, Он сказал: «Ты оскорбила Адвайту Ачарью и не сможешь вернуться обратно к Богу».

Мы можем подумать: «Мама Шачи не может отправиться домой к Богу?». Но так сказал Господь Чайтанья. Господь Чайтанья сказал: «Ты должна получить пыль с его лотосных стоп». Был большой киртан, Адвайта Ачарья в экстазе упал на землю и просто лежал на ней. Господь Чайтанья схватил мать Шачи: «Хватай пыль с его стоп!», и она упала на землю, стала кататься и посыпать голову пылью с его стоп, и Господь Чайтанья сказал: «Вот теперь оскорбление моей матери против лотосных стоп Адвайты Ачарьи искуплено, и вот теперь она может получить любовь к Кришне».

Если мы получаем дурное общение, мы будем давать дурное общение, мы будем совершать оскорбления, и тогда наша жизнь перевернется вверх тормашками. Поэтому мы должны, насколько возможно, избегать дурного общения. Мы должны очень хорошо жить в обществе преданных.

Прямо перед своим уходом, Шрила Прабхупада в течение нескольких недель находился в своей постели во Вриндаване. Там были его ученики. Конечно, здоровье Шрилы Прабхупады было очень слабым и он не мог двигаться, его настроение было очень серьезным, и настроение преданных было так же серьезно. Никто не шутил. Однажды пришел Кришнадас бабаджи, он был духовным братом Шрилы Прабхупады. И когда он пришел, он был в совершено ином настроении, он был такой веселый, счастливый, смеялся и шутил. Он сел на кровать Шрилы Прабхупады и начал смеяться и шутить, и Прабхупада стал улыбаться, а затем тоже засмеялся. Это был чрезвычайно радостный обмен взаимоотношениями, особенно по сравнению с тем, что было до этого. Шрила Прабхупада улыбался, и было видно, что он очень рад. Вдруг неожиданно, последи всего этого общения, он повернулся к своим ученикам и указал на какого-то преданного, своего ученика, и очень серьезно сказал: «тандера чарана севи бхакта шринивас джамамей джамамей хой ей абхилас».

Сегодня мы читали стих, и в комментарии к нему был упомянут этот текст. «Все что я хочу, это жить в обществе преданных и служить их лотосным стопам. Из жизни в жизнь это является моим единственным желанием». Он очень сильно подчеркнул это, затем он повернулся к Кришнадас бабаджи и начал опять смеяться и шутить, так что Кришнадас бабаджи подпрыгивал на кровати. Это продолжалось несколько минут, но неожиданно Шрила Прабхупада повернулся к своим ученикам: «Тандера чарана севи бхакта шринивас джамамей джамамей хой ей абхилас». Тот же стих. «Я просто хочу быть с преданными, служить их лотосным стопам, это мое единственное желание», и он повернулся к Кришнадас бабаджи и продолжал смеяться и шутить. Это было похоже на маленький фестиваль. Так продолжалось еще несколько минут. И вдруг Шрила Прабхупада опять повернулся к своим ученикам: «тандера чарана севи бхакта шринеивас джамамей джамамей хой ей абхилас».

Я думаю, вы понимаете, что он подразумевал. Мы должны жить в обществе преданных, либо в храме, либо дома, но наша жизнь должна вращаться вокруг общества преданных. В обществе мы можем получать хорошее общение и служить лотосным стопам Вайшнавов. Если мы будем поступать так, тогда наша жизнь достигнет совершенства. До конца этой жизни мы будем оставаться счастливыми и в конце жизни мы сможем вернуться обратно домой к Богу. Харе Кришна.

Вопрос: Ваша Божественная Милость, если по какому-то вопросу уже получено неблагоприятное общение, то, что нужно делать?

Ответ: Я подумал об одоном эпизоде со Шрилой Прабхупадой. Как первая группа преданных поехала в Индию. Первый раз они попали в Майапур. Они не знали, где находятся, не знали дороги этой местности, и двинулись по направлению к Навадвипе, оглядываясь по сторонам. И на пути увидели один храм, а в нем проходил какой-то фестиваль. В нем участвовало сотни преданных, и они зашли, чтобы посмотреть, там были духовные братья Шрилы Прабхупады.

Итак, эти преданные стояли там и смотрели по сторонам, а человек на сцене, который давал лекцию, заметил их, указал на них и сказал: «Посмотрите туда, там последователи Бхактиведанты Свами Прабхупады. Выглядят как преданные, но это просто хиппи». И потом он начал конкретно критиковать их и Шрилу Прабхупаду. А преданные просто стояли.

Позже они вернулись в Майапур, и Шрила Прабхупада спросил их: «Где вы были?», и они ему все объяснили: «Мы ходили на одну программу». Прабхупада спросил их: «Что они там говорили?». Преданные рассказали все, что они там слышали, и Шрила Прабхупада сказал им: «Вы получили пожизненные духовные шрамы», что было очень строго и серьезно. Многие из этих преданных практикуют до сегодняшнего дня, и многие из них очень серьезно занимаются преданным служением.

Смысл в чем, если такое общение получено, то и его можно преодолеть. Если вы слышите какую-то критику или оскорбление в адрес преданных, вы можете подойти к этому преданному: «Я слышал оскорбления в ваш адрес, я бы хотел попросить у вас прощения за это. Я не желал никакого вреда вам», и преданный простит вас. Таким образом, вы искупите услышанное злословие в адрес преданного и полученное дурное общение. Если мы в общем смысле получаем дурное общение, нужно просто повторять Харе Кришна. Это очистит ваш ум. Но если какая-то конкретная ситуация, в которой кто-то кого-то критикует, то нужно поступить так, как я сказал.

Вопрос: Недавно я слушал семинар Шиварамы Свами по «Харинама-Чинтамани» и в нем Бхактивинода Тхакур говорит, что последствия вайшнава-апарадхи и нама-апарадхи остаются до уровня бхавы. Можно об этом подробнее.


Ответ: Да мы это уже упоминали, когда говорили о Махарадже Бхарате, что он находился на уровне бхавы. Когда человек находятся на уровне бхавы, его кармические реакции давно уже искуплены. Такая личность, как Махараджа Бхарата находясь на уровне бхавы, неожиданно получил такие последствия. Джива Госвами объясняет, что это не могут быть какие-то обычные реакции, это реакции за оскорбления. Не обязательно, что они будут на уровне бхавы, но они могут оставаться до этого уровня. Оскорбления, которые были совершены до уровня бхавы, могут оставаться с ним.


Упоминается еще одна вещь, что причина, по которой человек, находящийся на уровне бхавы не достигает уровня премы в том, что у него есть реакции за оскорбления, потому что «према» означает «совершенный», «полностью чистый», «никакого осквернения», но почему не достичь совершенного уровня? Потому что остаются реакции за какие-то предыдущие оскорбления. И они мешают этому потоку премы. Поэтому она проявляется в такой малой степени. Это называется бхавой.

Вопрос: Понятно, что нужно читать мантру и книги Шрила Прабхупады. Но как это делать для удовлетворения духовного учителя?

Ответ: Нужно повторять 16 кругов без оскорблений. Кто повторяет 16 кругов без оскорблений? Повторять Святое Имя для удовлетворения духовного учителя, значит, повторять его без оскорблений. Читать книги Шрилы Прабхупады для удовлетворения духовного учителя, значит читать их очень внимательно, систематически, шаг за шагом. Не так чтобы разными кусочками с разных мест. И мы должны прочитать все книги. Это удовлетворит духовного учителя.

Вопрос: Что такое простота, где ее взять и как ее сохранить?

Ответ: Простота означает быть честным и прямолинейным, без лицемерия, лжи и обмана. В Восьмой Песни «Шримад-Бхагаватам» Бали Махарадж говорит: «Мать Земля на себе несет много всего и все это она может вытерпеть, но она не может выносить лгуна». Мы должны быть очень честными и прямолинейными, не должно быть такого, что мы одному говорим одно, а другому другое. Есть смешной пример, один преданный рассказывает о каком-то событии: «Да! Это произошло! Я видел это по телевизору! Моя жена мне сказала это!». Я думаю, он просто совершил ошибку. «Я видел по телевизору! Жена мне сказала!»

Простота означает быть прямолинейным без притворств. Просто будьте собою, не разыгрывайте спектакль, пытаясь произвести впечатление на людей.


Шрила Прабхупада Ки! Джай!
Харе Кришна!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru