Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 9, часть 2

Эта стадия очищения называется нама-бхаса. «Нама-бхаса» буквально означает «отражение Святого Имени». Как, например, если вы смотритесь в зеркало, то есть это не является по-настоящему полноценным Святым Именем. Вы не можете иметь полноценных отношений с отражением человека в зеркале. Иногда мы шутим. Кто-то хочет вступить в брак с кем-то, и человек, на котором хотят жениться (или выйти замуж), говорит: «Ты не можешь выйти за меня (или жениться), но ты можешь вступить в брак с моим отражением в зеркале. Оно выглядит точно так же, как и я». Конечно, такие отношения не будут совершенными. И вот это отражение, намабхас, чистого Святого Имени совсем не является чистым Святым Именем. Но, тем не менее, оно способно освободить вас от всей кармы, и оно способно дать вам освобождение. Но это лишь незначительное проявление настоящего Святого Имени.

В этом собрании был один достаточно ученый, но, в тоже время, очень гордый браман. Его звали Гопал Чакраварти. Когда этот Гопал Чакраварти услышал слова Харидаса Тхакура, он поднялся и очень гордо сказал: «Послушайте только, что говорит этот фанатик. Это идея, что лишь даже самое слабое отражение Святого Имени может дать освобождение – это глупость. Мы все знаем, что для того, чтобы получить освобождение, человеку может потребоваться много жизней. Это самое высшее достижение жизни. Но вот этот человек говорит здесь, что лишь слабое отражение Святого Имени может дать это освобождение». Таким образом, он бросил своего рода вызов Харидасу Тхакуру. «Если то, что ты сказал, не является правдой, что даже слабое отражение Святого Имени может дать освобождение, если это не так, я отрежу тебе нос». Ситуация стала накаляться, и Харидас Тхакур стал тоже немного злиться. Он сказал: «Если то, что я сказал, не является правдой, я сам себе нос отрежу». Все начало кипеть в этом собрании. Тогда Гавардхан и Хиранья выбросили Гопала Чакраварти наружу: «Негодяй, убирайся!»
Через три дня Гопал Чакраварти заболел проказой, и у него отвалился нос. Когда все это увидели и узнали об этом, они были просто в шоке от того, насколько могущественным является Харидас Тхакур.

Есть много примеров тому, что происходит с людьми, которые совершают оскорбления. Сам Дурваса Муни является таким примером. Он попытался убить Махараджу Амбаришу, ему это не удалось. Тогда появилась Сударшана чакра, и попыталась его убить, тогда он сам ничего не мог с этим поделать.

То есть, мы должны избегать того, чтобы быть маленькими Дурваса Муни. Мы должны следовать по стопам великих душ и не следовать по стопам Дурвасы Муни. Вы заметили, что несколько дней назад, когда мы давали семинар, «Как давать и получать хорошее общение», что те люди, появляющиеся на страницах «Шримад Бхагаватам» которые были не в очень хорошем положении, но потом получили хорошее общение, освободившее их, многие из этих людей получили общение Нарады Муни. Это были: Дхрува, в седьмой песне описывался Юдхиштхира, в первой песне Вьясадева и много других примеров.

Нарада Муни очень хорошо известен тем, что он дает хорошее общение. Если же мы изучим демонов, которые представлены в Вриндавана-лиле Кришны, то, по крайней мере, многие из них, если не говорить, что все, прежде, чем они стали демонами, были преданными или, по крайней мере, благочестивыми людьми. Но, я точно не знаю, но может быть половина из них закончили тем, что стали демонами, потому что их проклял Дурваса Муни. Этот человек известен таким образом. Как он может утверждать, что он знаменит? Что он сделал? Что же он сделал, чтобы стать известным? Первое – это то, что он проклял много людей, они стали большими демонами и принесли очень много проблем. Мы не хотим быть известными в таком ключе.

И как Дурваса Муни получает реакции за это? Кончено, его случай – это особый случай. Но он все равно получает реакции, и здесь, в этой истории, есть пример этому. Если же мы станем маленькими Дурваса Муни, и будем проклинать людей, то для нас это будет очень плохо.

В следующем 69 стихе Господь наставляет Дурвасу. У меня здесь нет на английском этого стиха. «О, брахман, позволь Мне теперь дать тебе спасительный совет. Пожалуйста, выслушай Меня. Оскорбив Махараджу Амбаришу, ты навредил сам себе. Поэтому отправляйся к нему сейчас же, без малейшего промедления. Любое так называемое могущество, направленное против преданного, навредит лишь обладателю этого могущества. И страдать будет оскорбитель, а не тот, кого он оскорбил».

Не знаю, как перевели это на русский, но по-английски это звучит: «Поступив так, ты таким образом навредил сам себе». То есть в английском варианте это звучит так, что «ты навредил сам себе». Одно дело, когда на вас нападают враги, другое дело, когда вы сами себе вредите. «Подайте-ка мне молоток». Что тут скажешь? То есть, Господь говорит, что «если ты попытаешься проклясть преданного или сделать что-то против него, то нельзя сказать, что это причинит вред преданному. Ты сам получишь последствия этого или навредишь сам себе».

В английском языке есть такие поговорки, они называются «указательный палец». Там говорится, что если ты на кого-то указываешь, если ты указываешь одним пальцем на кого-то, то в этот момент три пальца указывают на тебя. Русские так тоже говорят, да? «Все эти вещи вернуться к нам сторицей». Даже йоги – мистики могут иногда проклинать, иногда случается такое оскорбление.

Прабхупада объясняет, что, если у вас нет силы для того, чтобы наложить проклятье на кого-то, тогда это проклятье вернется к вам самому. То есть, если вы не уверены в том, что сможете на кого-то наложить свое проклятье – это как полиция накладывает, издает законы, я думаю, вы поняли суть, – если у вас нет сил, могущества позаботиться о том, чтобы это проклятие сработало, оно вернется к вам.

Давайте будем стараться очень хорошо общаться с преданными. Нам может показаться, что какие-то преданные могут быть странными. Кто-то можете быть очень громким преданным, а кто-то может быть очень тихим преданным. И вы – преданный очень громкий или шумный, можете думать, что он какой-то странный. А вот этот тихий преданный думает, что вы странный. Поэтому мы не должны так легко попадать в ловушку в этих незначительных, поверхностных характеристик преданных.

Однажды один преданный написал письмо Шриле Прабхупаде, и пожаловался в нем на другого преданного: «он такой – сякой, это все нехорошо. Что мне делать?». Прабхупада ответил ему: «Просто старайся терпеть его, как я терплю тебя». Поэтому не беспокойтесь, вы можете думать, что вы хороший парень, но есть, по крайней мере, один человек, которому приходится вас терпеть. Такова жизнь в материальном мире.

Как в «Бхагавад-Гите» когда Кришна описывает качества преданного, Прабхупада дает очень длинный комментарий, в котором объясняет практически каждое из этих качеств. И Прабхупада говорит о терпении. Прабхупада говорит, что терпение означает – терпеть маленькие оскорбления от других людей, не быть таким восприимчивым к этому или чувствительным, что, как только кто-то произносит какое-то слово, вы тут же реагируете на него. Конечно же, если какой-то преданный, по настоящему оскорбляет вас…

В Падма-пуране говорится, и этот стих цитируется Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», что любое усилие в совершении преданного служения, которое не является авторитетным, которое противоречит шрути, смрити (то есть различным шастрам), такое, так называемое, преданное служение создает лишь одни проблемы или беспокойства в обществе, и преданный, который делает это, может говорить, что «я совершаю преданное служение, я повторяю Харе - Кришна и так далее», но мы видим, что в результате этого появляются лишь одни беспокойства.

Таким образом, мы понимаем, что в этом преданном служении им делается что-то не так. Потому что, если преданные, которые посвятили себя преданному служению, собираются вместе, то даже, не смотря на то, что в материальных отношениях у них всех разная природа, они могут принадлежать разным культурам, говорить на разных языках, но когда они собираются вместе в сознании Кришны, наступает полная гармония, все очень хорошо. Они могут даже не понимать что каждый из них говорит, но все равно отношения у них очень хорошие. Таков естественный результат правильного совершения преданного служения.

Но если преданное служение совершается как-то не так, неправильно, то результатом, среди других вещей, будут какие-то значительные беспокойства. Давайте будем служить Шриле Прабхупаде в его движении, ИСККОН, будем терпеть какие-то маленькие незначительные проблемы, которые возникают. Прабхупада сказал: «Ваша любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать». Мы сотрудничаем друг с другом, хотя иногда это может быть не совсем легко. Если мы будем поступать именно так, тогда мы будем очень хорошо продвигаться в преданном служении. Мы сможем привлечь больше и больше людей, и они станут преданными. И тогда наша жизнь увенчается успехом.

Вопросы или дополнения?

Вопрос. Вам приходилось ездить в наших поездах, в вагонах, где иногда люди курят. Как вы реагируете, относитесь к этому табачному дыму?

Ответ. Из него же нельзя как-то выйти, приходится терпеть. Если не удастся избежать этого, то что делать? Если вы можете найти какое-то другое место, то это, конечно, лучше. Конечно, всегда можно попросить людей перестать курить или чтобы они вышли, попросить их выйти, если они хотят курить. Это зависит от социальной динамики. Но, когда я путешествую, я обычно езжу в таком купе, в котором можно остаться только с преданными, и других людей там нет. Поэтому до сих пор у меня не было еще такого плохого опыта. Но, возможно, вам нужно просто терпеть это, если не можете так сделать, чтобы человек стал лучше, если не можете изменить свое положение.

Вопрос. Я читал, что в «Нектаре Преданности» Шрила Прабхупада пишет, что можно видеть как какой-то преданный приходит в процесс преданного служения и начинает очень быстро прогрессировать. И говорится, что это происходит вследствие того, что он в прошлой жизни практиковал, был преданным, но он совершил какое-то оскорбление и пал. Скорее всего, это было оскорбление преданного, и он пал. Теперь он продолжает. Что происходит с преданным после того, как он совершил оскорбление, этот росток преданности вырывается полностью или он может продолжать свое преданное служение через жизнь или через несколько?

Ответ. Прабхупада сказал, что он, возможно, оскорбил преданного? Прабхупада так говорил, да? Я бы хотел посмотреть, может вы могли бы сноску мне дать? Обычно он может продолжить свое преданное служение. Может быть, даже в этой жизни. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает подробно до какой-то степени в “Мадхурья Кадамбини”, что в результате оскорбления Святого Имени преданный получает как бы такую очень суровую болезнь или становиться похожим на человека, который умирает от голода.

Он едва ли может что-то делать, и результат всего, что он делает очень слабый или никакой. Он объясняет, что даже если преданный пытается повторять Святое Имя, пытается читать и заниматься другими видами преданного служения, он просто не может получить большого вкуса из всего этого. Он говорит, что если преданный все же продолжает совершать преданное служение и искупает свое оскорбление, тогда постепенно Святое Имя будет более милостиво к нему, и постепенно какой-то вкус придет к нему. Тогда преданный постепенно духовно выздоравливает.

Это говорится в том случае, если оскорбление очень сурово. Это очень необычно, и вряд ли, что если зерно преданного служения посажено в сердце преданного, то оно полностью уничтожается. В основном говорится, что оно практически погибает.

Но если преданный, который совершил оскорбление, по-настоящему пытается избавиться от него, точнее искупить это оскорбление, тогда, возможно, он сможет излечиться. Если же преданный совершает очень серьезное оскорбление, но не пытается искупить его, тогда, как говорит Кришна, такой преданный возвращается в океан рождения и смертей. Понятно?

Вопрос. Можно ли ходить с четками в общественных местах?

Ответ. Да, можно. Но в некоторых странах, например, в мусульманских странах, этого лучше не делать. В конкретных местах таких, как Синагапур, это не мусульманское государство, но очень материалистичное, если вас увидят с четками, то вас обязательно арестуют. Если где-то нет какой-то экстремальной ситуации, то с четками можно ходить, нет проблем.

Мы заметили здесь в России, что когда преданные куда-то выходят, они не одеваются в Вайшнавскую одежду. Но, например, я или другие преданные, мы одеваемся в Вайшнавскую одежду. Но когда нам приходится проезжать в этих местах, на Среднем Востоке, даже нам приходится одевать эту, так называемую, кармическую одежду, и, таким образом, находиться под таким прикрытием, как шпионы. Нам приходится это делать.

Вопрос. Ваше Святейшество, объясните, пожалуйста, кто такой Бог и чем живые существа от Него отличаются?


Ответ. Я вообще думал, что Вы это знаете. Это очень глубокая темя, даже можно было бы целую книгу написать. Главным образом различие состоит лишь в размере. Мы очень малы, а Он безграничен. А вообще, во многом, у нас очень схожие качества. Мы духовны, Он духовен. Он – личность, мы также люди и так далее, все в таком же духе.
Прабхупада приводил пример с золотом, что есть золотоносная жила и есть какое-то кольцо или золотое украшение. Это то же самое. Невозможно сказать, что золото в шахте лучше, чем у вас золото в кольце. Просто смысл в том, что в шахте золота гораздо больше. Одновременно единство и различие. Мы – слуги, а Он – господин.

Еще есть вопросы, дополнения?

Вопрос. Существуют четыре авторитетных сампрадайи, и в этот век Господь Чайтанья рекомендует воспевание Святого Имени. Но другие сампрадайи не воспевают Святое Имя. Чего же они достигают? Они не повторяют маха-мантру Харе - Кришна. Чего они достигают?

Ответ. Некоторые из них регулярно повторяют что-то. Они не повторяют так много, как это делают Гаудия-вайшнавы. В основном они не повторяют так много Харе Кришна, хотя Харе Кришна они все же повторяют. Но Харе Кришна – это маха-мантра. Это самая лучшая мантра, которая состоит из имен Бога. Она является самой лучшей, поскольку является молитвой «О, Господь, о, Энергия Господа, пожалуйста, займи меня в служении Себе».

То есть, это не просто какая-то прославляющая молитва «О, Кришна, Ты так велик». Как в Нимбарка сампрадайе во Вриндаване «Раде Кришна Раде Кришна Кришна Кришна Раде Раде, Раде Шьяма Раде Шьяма Шьяма Шьяма Раде Раде», хорошая мантра, она не является неправильной. Но они думают, что это лучше, чем Харе Кришна. Но мы это не принимаем, потому что это просто прославление. Но Харе Кришна мантра отличается тем, что является именно молитвой: «Пожалуйста, займи меня в преданном служении Себе».

Чего они достигают. Очень может быть, что, делая так, они станут преданными ИСККОН. Можно увидеть, что в эти сампрадайи проникает материалистическая концепция. Практически во всех случаях рассматривается такая идея, что ваше рождение является очень важным моментом. В Мадхава сампрадайе нужно, чтобы вы обязательно родились брахманом, а иначе вы по-настоящему не можете быть инициированы. Даже у Гаудия Вайшнавов эта идея достаточно сильна, даже у Бабаджи на Радха кунде. Только лишь тем, кто родился в брахманической семье, позволяется чистить кунду. Даже у них есть такая идея, что принадлежность вашего рождения – это очень важная вещь.

Разные сампрадайи стали по-разному подвержены этому материализму. И, конечно, они могут что-то воспевать, но они не воспевают так сильно, и так много. В Нимбарка сампрадайе повторяют мантры. Но в другой (?) сампрадайе не слишком много повторяют. Иногда повторяют, но это не является какой-то регулярной, каждодневной программой, то есть не является чем-то значимым. Они больше занимаются поклонениям Божествам. То есть они как бы заперты в рамках предыдущей Юги. Господь Чайтанья сказал, что, в конце концов, все эти и другие сампрадайи соединятся с Гаудия сампрадайей.

Вопрос. Ваше Святейшество, как получить трансцендентное знание духовного учителя.

Ответ. Кришна объясняет в «Бхагавад–Гите» парипрашнена савайа – нужно задавать вопросы и служить, если вы будете так поступать, то духовный учитель будет счастлив дать вам духовное знание. Если он станет делать это, вам нужно будет очень внимательно слушать. Вот так простыми словами, такова идея.

Вопрос. В Намабхасе когда Господь приходит в форме изображения, это отражение. Что можно сказать о Божествах?

Ответ. Не знаю, правильно ли я понял ваш вопрос, но когда Кришна является к нам в виде изображения, это не обязательно является отражением. Если это авторитетная картина, если она написана авторитетным образом, тогда Кришна присутствует в ней. Мы, может быть, не можем ясно видеть в ней живого Кришну, но это из-за нашей обусловленности. Как, например, с Божествами, мы можем не видеть то, как Они двигаются, но Они танцуют на алтаре. Когда Шьямананда Прабху ведет киртан, Они танцуют на алтаре. Но мы этого не видим. Но это наша проблема, а не Их проблема.



Шрила Прабхупада Ки! Джай!
Харе Кришна!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru