Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 10, часть 1

Шримад-Бхагаватам, песнь 3, глава двадцать девятая, «Описание преданного служения Господом Капилой», текст 33
тасман майй арпиташеша крийартхатма нирантарах
майй арпитатманах пумсо майи саннйаста-карманах
на пашйами парам бхутам акартух сама-даршанат


Поэтому Я считаю, что нет человека более великого, чем тот, кто не отделяет свои интересы от Моих и все свои действия и саму жизнь, словом все, что у него есть, посвящает Мне, ни на мгновение не прерывая своего служения Мне.

Комментарий. Употребленное в данном стихе слово «сама-даршанат» означает, что у такого преданного не осталось никаких корыстных интересов; его интересы полностью совпадают с интересами Верховной Личности Бога. Господь Чайтанья, играя роль преданного, проповедовал ту же самую философию. Он учил, что Кришна - это Верховная Личность Бога, Господь, которому следует поклоняться, и что интересы чистых преданных полностью совпадают с интересами Господа.

Иногда философы-майавади по невежеству утверждают, будто слово «сама-даршанат» значит, что преданный должен считать себя не отличным от Верховной Личности Бога. Но это вздор. Как может тот, кто считает себя не отличным от Верховного Господа, служить Ему? Служение предполагает наличие господина. Для служения необходимы господин, слуга и само служение. Здесь недвусмысленно говорится, что человека, посвятившего свою жизнь, действия, ум и душу, одним словом все, тому, чтобы удовлетворить Верховного Господа, следует считать самым великим из людей.

«Акартух» значит «лишенный чувства собственности». Каждый человек хочет действовать независимо, чтобы присваивать себе плоды своего труда и наслаждаться ими. Однако у преданного нет такого желания; действуя тем или иным образом, он исполняет волю Верховной Личности Бога. У преданного полностью отсутствуют личные мотивы. Когда Господь Чайтанья проповедовал сознание Кришны, Он делал это не для того, чтобы люди называли Его Кришной, Верховной Личностью Бога; напротив, Он учил, что Верховной Личностью Бога является Кришна, и призывал всех поклоняться Ему. Будучи доверенным слугой Господа, преданный ничего не делает для себя, вся его деятельность направлена на то, чтобы удовлетворить Верховного Господа. Поэтому здесь сказано: майи саннйаста-карманах - преданный действует, но действует во имя Всевышнего. И далее: майй арпитатманах - «Он отдает Мне свой ум». Таковы отличительные черты преданного, который, как утверждает данный стих, стоит на самой верхней ступени эволюционной лестницы.

Семинар. Два дня назад мы читали стих из девятой песни «Шримад Бхагаватам», где говорилось примерно о том же самом, что мы читаем сегодня. Там, как вы наверняка знаете, шла речь об истории Махараджи Амбариши и Дурвасы Муни, и там также употреблялся термин «самадаршина». «Самадаршина» означает «видеть всех одинаково». Те из вас, кто был тогда с нами, возможно, помнят, что Шрила Прабхупада говорил по поводу термина «самадаршина», что этот термин указывает на преданного, который видит, как все люди страдают в этом материальном мире подобно ему самому. Помните? Он понимает, что все его проблемы, все трудности, с которыми он сталкивается, проистекают только из-за его отдаленности от Кришны – все проблемы, даже проблемы со здоровьем, финансовые проблемы, семейные, даже политические.

В свете данного термина «самадаршина» дает нам понимания того, что чистый преданный осознает, что все его проблемы проистекают только из-за того, что он так или иначе отделен от Кришны. Даже проблемы, связанные с преступностью. Мы говорили о том, что на Голоке Вриндавана нет преступности. Там есть только одно преступление, очень серьезное. Что это? Там Кришна ворует масло. И все говорят об этом. Где же сегодня Кришна украл это масло?

В «Брахма-вайварте пуране» приводится одна история об одной пожилой матаджи, у которой Кришна регулярно воровал масло. Она хотела поймать Его и привести Его к маме Яшоде, и заставить, чтобы мама Яшода Его отчитала. И она устроила ловушку. С помощью этой засады ей удалось поймать Кришну, когда Он ничего не заметил, то есть даже не подозревал. И вот, Кришна в ее руках, и она тянет Его по направлению к маме Яшоде. Кришна плачет и говорит: «Нет, нет, нет, пожалуйста, не надо. Я никогда так не буду больше делать». Но это матаджи говорила: «Нет, я хочу, чтобы Ты получил этот урок. И вот, в конце концов, она притащила Его к главной двери дома мамы Яшоды, постучала в дверь. Но она не знала одного, что пока она тянула Его к дому мамы Яшоды, Кришна принял форму ее собственного сына. Она этого не заметила, пока они не добрались до дома мамы Яшоды.
И вот, она стоит около двери Мамы Яшоды и держит за руку своего собственного сына, но она еще не заметила этого. Мама Яшода подошла к двери, и эта матаджи сказала: «Посмотри, я поймала твоего сына! Он воровал масло. Ты должна что-то с этим сделать!» Но позади-то нее стоит ее собственный сын. Мама Яшода смотрит на всю эту сцену и говорит: «Знаешь, по-моему, здесь какая-то ошибка». Эта матаджи поворачивается и видит: «Так это же мой собственный сын. Но это невозможно». Она была сбита с толку, злилась, и пошла домой, держа за руку своего собственного сына. Но по дороге назад Кришна превратился обратно в Кришну. Он всегда был Кришна, Он просто стал выглядеть как ее сын. Кришна начал тянуть ее за руку. Она повернулась. Опять там был Кришна. Это для нее было уже слишком. А Кришна немножко так рассердился на нее и сказал: «Тебе лучше так больше не делать. Попытаешься еще раз Меня в такие трудности втянуть, если ты еще раз так сделаешь, Я превращусь в твоего мужа! И тогда ты действительно будешь глупо выглядеть»

Это описывается в «Брахма-вайварта Пуране». И здесь появляется то же самое выражение, здесь говорится, что преданный – это сама-даршина, тот же самый термин. Но этот термин здесь применяется в свете учения, которое представляет Господь Капила.

Сама-даршина в данном контексте имеет немного другое значение. В действительности есть только одно значение. Но когда это значение применяется в различных ситуациях, оно приобретает определенные оттенки. В данном контексте это слово «сама-даршина» указывает на то, что у преданного нет никаких других интересов, кроме интересов Господа. Другими словами, он просто хочет удовлетворить Кришну. Кришна всегда хочет наслаждаться тем или иным образом. И такой преданный постоянно может понимать, каким образом Кришна хочет наслаждаться в данный момент, и он хочет позаботиться о том, чтобы Кришна наслаждался именно так. Поэтому он полностью посвящает себя тому, чтобы Кришна действительно наслаждался так, как Он хочет.

Согласно стиху, который мы читали в девятой песне, преданный, который понимает, что люди могут быть счастливы только тогда, когда обретут сознание Кришны, и что Кришна становится счастлив только тогда, когда Он видит, что люди становятся Его преданными, всегда пытается привести к Кришне других людей и сделать их самих преданными.

Здесь же, что касается термина «сама-даршина», преданный обладаем примерно тем же видением. Он видит, что Кришна хочет, чтобы каждый стал преданным, и он пытается сделать так, чтобы все стали преданными. Поэтому, в принципе, разговор идет об одном и том же, но немного с разных точек зрения. Поэтому Господь говорит, что каждый преданный, который обладает таким видением, является самым лучшим из всех.

Могут быть разные типы людей, разные люди могут производить очень хорошее впечатление. Кто-то может быть очень аскетичным. Кто-то может заниматься благотворительностью, может быть очень щедрым. Кто-то может обладать знанием. Кто-то может очень хорошо знать шастры. Это очень хорошо. Кто-то может много знать о Рада-Кришна-лиле и быть способным очень привлекательно объяснять это. Это очень хорошо. Но Кришна говорит, что «В действительности Я заинтересован в том, чтобы у этих людей не было никаких интересов отличных от Моих».

Иначе все эти различные квалификации не имеют никакого значения, они не так важны. Например, у нас в ИСККОН, что мы хотим увидеть в преданных? Мы хотим видеть то, что они привязаны к Шриле Прабхупаде. Поскольку мы знаем, что в Кали Югу особенно в данный период современной эпохи, никто не может представить сознание Кришны лучше Шрилы Прабхупады. В действительности очень сомнительно, что кто-то еще мог бы так же хорошо раскрыть сознание Кришны. Кто-то может знать различные истории или хорошо знать философию и быть очень аскетичным, но никто не обладает такой глубиной сознания Кришны, как Шрила Прабхупада. И нет никого, кто мог бы так распространить сознание Кришны, как это сделал Шрила Прабхупада.

Господь Чайтанья объясняет в «Чайтанья-Чаритамрите», что вечное совершенство чистой любви к Кришне всегда присутствует в сердце живого существа. Нет никакой необходимости принимать его откуда-то извне. Нельзя пойти в магазин и купить его: «Дайте мне литр сознания Кришны». Оно уже есть в нас. Но сейчас оно покрыто. Господь Чайтанья говорит, что если мы будем заняты в процессе преданного служения, которое начинается со слушания о Кришне, то эта вечная любовь к Кришне пробудится в нашем сердце. Как наш храм в Майапуре называется Майапур Чандродая Мандир. Слово «Чандродая» переводится, как «храм восходящий у луны Господа Чайтаньи».

Мы видим, что благодаря влиянию Шрилы Прабхупады сознание Кришны пробудилось в сердцах такого большого количества людей. Никто не мог сделать это подобным образом. Так много людей могут знать различные глубокие философские моменты. Некоторым даже нравится много воспевать. Но никто не обладает таким могуществом как Шрила Прабхупада. Поэтому, если мы посмотрим на наших преданных, то мы хотели бы видеть, что они ценят Шрилу Прабхупаду, и поэтому они хотят посвятить себя ему и его миссии. Это наша «сама-даршина».

Итак, здесь открывается определенный взгляд на термин «сама-даршина». Когда человек не заинтересован ни в чем, в чем не заинтересован Кришна. В действительности, это один из шести принципов предания, которые даны Шрилой Санатаной Госвами в Хари Бхакти Виласе. Санатана Госвами говорит: «Шесть разделов предания – принятие благоприятных вещей для преданного служения, отказ от неблагоприятных вещей, считать, что Кришна даст защиту, принятие Господа своим учителем или хранителем, полное предание и смирение»

Итак, здесь перечисляются шесть принципов шаранагати или предания. Первое – это принятие благоприятных вещей, то есть человек должен принимать только то, что благоприятно для сознания Кришны. Следующий принцип гласит, что человек не должен принимать ничего, что не благоприятно для сознания Кришны. Третий принцип заключается в том, что человек считает, что никто, кроме Кришны, не может защитить его. Может показаться, что кто-то другой может дать ему защиту, «может быть мои родители, может быть муж или жена, может быть даже правительство, может быть полиция или армия». Но во второй песне «Шримад-Бхагаватам» все они описываются как ненадежные солдаты. Ненадежные солдаты – это те солдаты, которые выглядят очень хорошо, но знаете, как иногда в боевиках показывают, когда в одного героя стреляют тридцать плохих ребят и вообще не могут попасть в него. Он делает один выстрел, и все мертвы. Вот эти тридцать человек как раз и есть ненадежные солдаты. Как только появляется противник, они тут же оказываются убиты.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru