Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Уроки из игр Господа Рамачандры

Лекция 1, часть 2


И как я уже раньше рассказывал, в Южной Африке у нас делают такое чатни. Помните как оно называется? Оно называется «месть тещи». Все тещи которые здесь, пожалуйста, простите нас.

Джива Госвами называет эти игры вибрама-вилас. Вилас значит игры, а брама переводится как ошибка или что-то неправильное, когда что-то не так. Ви – это усиление, это значение усиления, как допустим слово «очень». И поэтому вибрама-вилас, это выражение переводится как удивительные игры, которые порождены видимостью чего-то неправильного. Это и делает их такими удивительными. Они не женаты, так много людей препятствуют тому, чтобы Они встречались, но все равно Они встречаются. И поэтому когда Они все же встречаются, несмотря на все препятствия, это очень прекрасно.

Итак, Кришна – Лила-пурушоттама, Он проводит эти прекрасные игры. Но Господь Рамачандра никогда так не поступает, у Него только одна жена. Есть одна небольшая сутра, одно небольшое выражение, если вы прочитаете "Рамаяну", то вы увидите, что Господь Рамачандра несколько раз произносит ее. «Только одна жена. Для моих врагов только одна стрела». Это значит, что Он никогда не промахивается. И когда Он что-то говорит, Он говорит это только один раз. Не то, что Он сегодня говорит: «Ну... мы сегодня сделаем вот это». А на завтра Он говорит: «Ну... я передумал. Будем делать что-то другое». То есть мы иногда называем это гибкая, изменчивая речь. Говорите одно, говорите другое, можете говорить все, что вам заблагорассудится. Но Господь Рама не такой. Он говорит только одно и все. И именно за это известен Господь Рамачандра, за то, что Он строго придерживается выполнения своих обязанностей. И, например, такова Его преданность Сите.

Если вы прочитаете девятую песнь «Шримад-Бхагаватам», то увидите, что в двух главах, в десятой и одиннадцатой, описываются игры Господа Рамачандры. И в конце десятой главы описывается Его взаимоотношения с Ситой, что в отношении жены и мужа Они проявляли качества совершенного супруга и совершенной супруги. И Шрила Прабхупада объясняет в комментариях, что когда Равана похитил Ситу, Господь Рамачандра в действительности мог проявить другую Ситу. Прабхупада даже говорит, что Господь Рамачандра мог проявить сотни и тысячи Сит, или с помощью Своего мистического могущества мог просто освободить Ее. Но Он прошел через все эти военные действия ради того, чтобы спасти Ситу. Миллионы людей умерли только для того, чтобы спасти Ситу. Прабхупада объясняет, что, как и Кришна, Господь Рама находится в сердце каждого живого существа. И Он также находился в сердце Раваны. Прабхупада объясняет, что, находясь в сердце Раваны, Господь Рама мог просто выключить рубильник. Как, например, свет – вы просто нажимаете на кнопку и все. Нажимаете еще раз, и он включается. Итак, Верховный Господь мог просто нажать там на кнопку. И кем бы вы ни были: Раваной, Хираньякашипу, Господом Брамой, как только Он нажимает на кнопку «выкл» - все, наступает конец. Шрила Прабхупада объясняет, что Господь Рама мог поступить и так. И благодаря своим мистическим могуществам Он мог просто рукой дотянуться до Ланки, взять Ситу и принести Ее к Себе. Все это могло бы быть сделано за секунду.

Почему же Господь Рама прошел через все эти трудности? Все эти военные действия проходили целый месяц. Огромное сражение. Миллионы и миллионы людей погибли. И все ради того, чтобы спасти одну Ситу. И, конечно же, если бы Господь Рама хотел просто спасти Ситу и убить Равану, Он мог бы сделать это намного проще. Зачем же проходить через все эти трудности? Так много боли, так много людей погибло. И ответом на это является не то, что Он просто должен был это сделать, дело не в том, что это был единственный способ достичь этой цели и даже не потому, что это был лучший способ достичь этой цели. Почему же Он поступил именно так?

Дело в том, что Он хотел показать нам, что Он готов сделать ради Ситы. Как много Сита значила для Него. Ни какая цена не была слишком высокой, ни какое сражение не было слишком трудным. Но какие проблемы? Я просто проявлю Ситу и все. Нет, Он прошел весь этот путь, принял такое огромное количество вызовов, потому что именно так много преданный значит для Господа.

В один из дней нашего семинара мы прочитаем часть того отрывка, где описывается, как сокрушался Господь Рама, когда Сита была похищена, и вы увидите, какое сильное горе Он испытывал и какой гнев Он проявил, и как Он взывал к полубогам, демонам и всей вселенной. Он кричал: «Отдайте Мою Ситу! Иначе я уничтожу всю вселенную!»

Прабхупада в комментариях говорит, что это очень хороший пример для наших мужей. Что думаете, мужья? Или жены? Вам нужны такие мужья? Не то, что сегодня развелся, завтра снова женился и так далее. Господь Рама продемонстрировал это полное подчинение обязанностям. Он выполнял Свои обязанности по отношению к Сите, обязанности царя, свои обязанности сына. Все это – прекрасные примеры. Потому что мы иногда проявляем свою слабость в выполнении своих обязанностей. Мы думаем: «Это слишком сложно, я буду делать что-нибудь другое». Но Господь Рама никогда так не думал. И Сита в отношениях с Господом Рамой тоже никогда не думала так.

И также мы с вами в течение этих дней прочитаем небольшой отрывок, когда Сита молится Раме перед тем, как Он уходит в изгнание. Рама не хотел брать Ее с собой. Но Сита настояла на том, что Она должна пойти с Ним.

Когда мы собираемся куда-то уезжать, мы говорим, что все, нас уже здесь нет. И Она говорит: «Да, Меня уже здесь нет». Итак, Господь Рама является Марьяда-пурушоттама, Кришна – это Лила-пурушоттама. И поэтому Кришна более хитрый, чем Господь Рама. Никогда не знаешь, что Кришна сделает. Многие из вас, наверняка, знают очень известную историю, когда Кришна однажды встречался с Радхарани. Они были в Ее комнате, в Явате. И вдруг вошла Джатила. И Кришна практически вынужден был нырнуть в окно, и все, Его нет. Но Джатила заметила это и сказала: «Кто это? Кто-то только что выпрыгнул в окно». А Радхарани даже не знала, что сказать, но там была Ее отважная подружка Лалита, и она сказала: «Да никто и не выпрыгивал в окно». Но Джатила сказала: «Да нет же, я видела. Это, наверное, был Кришна». Лалита сказал: «Нет. Это не Кришна, это глупость какая-то». Но Кришна выпрыгнул в окно так быстро, что оставил Свою флейту. Она лежала на столе прямо посередине комнаты. Джатила увидела эту флейту, и сказала: «Вот флейта! Это значит, что Кришна был здесь!». Лалита сказала: «А ты, что думаешь, что Кришна единственный, кто умеет играть на флейте?». Джатила была уже очень возбуждена, и сказала: «Да это был точно Кришна! Вот флейта же здесь, да Он это, Он!». Лалита сказала: «Ну, послушай. Неужели ты не знаешь, ты что, не слышала что ли? Сегодня прошел дождь из флейт!». Джатила сказала: «Что? Дождь из флейт? Это сумасшествие какое-то!». Но Лалита твердо стояла на своем: «Кончено, дождь из флейт! Ты что, ничего об этом не знаешь? Что с тобой вообще?» И продолжала: «Посмотри в окно!". Джатила подошла к окну, выглянула, и там как раз шел дождь из флейт. Вот это и называется Лила-пурушоттама.

Удивительные игры, они отрицают реальность. И при поверхностном рассмотрении они даже отрицают мораль. Но есть более высокая реальность и, соответственно, более высокая мораль, стоящая над этим.

Как однажды Джатила не выпускала Радхарани из Явата. Радхарани была как пленница, и Кришна не мог встретиться с Ней, Он сокрушался и вообще ничего не мог делать. Он вышел в поле с пастушками, и они сказали: «Давай играть!». Кришна ответил: «Ну ладно, играйте сами. Я не в настроении». Субала увидел это и был очень обеспокоен. И он сказал: «Ну, я все устрою, я приведу Радхарани из Явата к Тебе». Он отправился в Яват. Он вошел через главные ворота, а там его уже поджидала Джатила.

Знаете, почему ее называют Джатила? У нее очень большой джат, большая копна волос. Ее волосы росли, и она их не мыла, и даже не расчесывала, просто оставляла так. И они все перемешались. Потом они еще добавляли масло, и смолой еще их смазывали, и так заворачивали волосы, и они поднимались вверх. На них выливали масло и смолу, и они становилось твердым: тук, тук, тук. Это называется джат. И она была Джатилой, у нее был лучший джат.

И вот Джатила сидела в воротах Явата, и видела – вот идет Субала, самый лучший из друзей Кришны. Он, наверное, сейчас какой-то ерундой начнет заниматься. Она сказала: «Че те надо?». «Мне?», сказал он – «Ну один мой теленок убежал. Он побежал в этом направлении. Может он куда-то сюда забежал? Могу я поискать здесь?». И Джатила сказала: «Ну ладно, только давай быстрее». Он вошел туда, встретился с Радхарани, и сказал: «Давай поменяемся одеждой. Ты наденешь мою одежду, а я одену Твою». Так они и сделали. И вот Субала был одет как гопи, а Радхарани оделась как пастушок. И он сказал Радхарани: «Возьми вот этого теленка и выйди, неся его перед собой». Радхарани взяла теленка, подняла его, прошла мимо Джатилы. Джатила сказала: «Ну что, нашел теленка?». Радхарани попробовала сымитировать голос Субалы: «Да, я нашел теленка». Но звучало все равно не очень убедительно, и Джатила спросила: «Что с тобой? Ты - Субал?» Радхарани ничего больше не говорила, просто покачала головой, причем спиной к Джатиле, и ушла как можно быстрее, переодетая в Субалу. А Субале на протяжении дня как-то нужно было там передвигаться. И когда бы на пути ни встречалась Джатила, он шел в другую сторону, постоянно спиной к Джатиле.

Итак, Радхарани, одетая как Субал, пошла туда, где был Кришна. Но Кришна не знал, что это Радхарани. Он думал, что это Субал вернулся ни с чем. Кришна заплакал, а Радхарани, одетая в Субала, стала разговаривать с Кришной, имитируя голос Субалы. Она сказала: «Не плачь, не волнуйся об этом». Кришна спросил: «Что случилось с твоим голосом?». И Радхарани решила испытать Кришну.

Поскольку, как вы знаете, есть своего рода соперничество между двумя группами гопи. Есть группа Радхарани – это главная группа, и так же есть группа Чандравали. Группа Чандравали не соперники группе Радхарани, но они пытаются. Чандравали постоянно пытается как-то пробраться и встретиться с Кришной, обмануть Радхарани. И вот, Радхарани решила испытать Кришну. Имитируя голос Субалы, Она сказала: «Знаешь, мне так жаль, что я не смог привести к тебе Радхарани. Но на пути обратно я встретился с Чандравали. И я договорился, чтобы она пришла через пять минут и встретилась с Тобой. Это немножко смягчит Твое горе, что Ты не смог встретиться с Радхарани. Поэтому все нормально, сильно не волнуйся, не плач». Так Она испытывала Кришну. Она хотела посмотреть, как Он отреагирует. Может Он скажет: «Ну ладно, хорошо. Встречусь тогда с Чандравали». Но Кришна прошел этот тест. Он стал еще сильнее плакать. Он сказал: «Нет, Я хочу встретиться только с Радхарани. Чандравали совсем не то. Я хочу только Радхарани». И тогда Радхарани, переодетая в Субала, повернулась к нему лицом. И Кришна увидел, что это Радхарани. И какое-то время Они наслаждались очень экстатическими играми. Позже Она вернулась домой, а Субал вернулся к Кришне.

Это очень известная игра, которая происходила в день Гопаштами. Это второе аштами во время Картики. Почти в конце месяца Картика. В этом году это 20 ноября или около этого. И в храме во Вриндаване и во многих наших храмах по всему миру Радхарани одевают в костюм пастушка: в такие шорты, в тюрбан, дают флейту и буйволиный рожок и веревку для того, чтобы пасти коров.

Итак, Кришна - это Лила-пурушоттама. Господь Чайтанья - это Према-пурушоттама. Он является Верховной Личностью, Он переживает и демонстрирует высшие уровни любви. Когда Кришна вернулся на Голоку Вриндавана, после того как провел Свои игры здесь пять тысяч лет назад, Он размышлял о том, какие прекрасные игры были здесь. «Я наслаждался ими так сильно! Преданные служили Мне, каждый по своему». Кришна глубоко задумался над этим. Но вдруг к Нему пришла мысль. Он подумал, что «несмотря на то, как Я наслаждаюсь, когда Мне служат, кажется, что преданные испытывают большее наслаждение, чем Я, когда служат Мне». Кришна стал очень глубоко размышлять над этим и особенно над Радхарани.

В «Чайтанья-Чаритамрите» приводится один стих, который Он произносит: «Какое бы удовольствие Я бы ни получал, испытывая любовь к Шримати Радхарани, Она испытывает наслаждение в миллион раз больше, чем Я, благодаря Своей любви ко Мне». В десять миллионов раз больше – это действительно много. Это не просто поэтическое выражение. Кришна в этих словах выражает саму истину. Он говорит о том, где же содержится истинный нектар. Содержится ли он в том, что тебе служат? Нет. Совсем не в этом. Истинный нектар содержится в самом служении. Так зародилось семя желания Кришны явиться в облике Господа Чайтаньи. Затем Он прославил любовь Шримати Радхарани. «Вся слава любви Радхи. Хотя она всепроникающая, она также увеличивается каждое мгновение. Как это возможно? Она пронизывает все и всюду. Но в то же самое время в каждый момент она увеличивается. Это отвергает всю материальную логику. Эта логика трансцендентна. Хотя, что очень важно, она лишена любой гордости».

Обычно, когда в материальной жизни кто-то становится важным, он начинает много гордиться. Даже когда человека просто повышают на службе. Сейчас он как бы начальник одного человека, и он уже гордится этим, и говорит ему: «Ну-ка делай свое дело!»

Несмотря на то, что любовь Радхарани так важна, она полностью лишена какой-либо гордости. Хотя эта любовь абсолютно чиста, она в то же самое время всегда наполнена. Как это возможно? Это трансцендентная двойственность, как лицемерие, что-то среднее. Как лицемерие, как нечестность. Радхарани тоже очень хитрая. Она так любит Кришну. Если Кришна спрашивает: «Ты меня любишь?» Она говорит: «Нет! Я на Тебя даже смотреть не буду. Убирайся!» Такова трансцендентная психология.

Наши ачарьи очень по-разному проанализировали все эти различные состояния. То есть, когда Она говорит Кришне: «Убирайся от Меня, с глаз долой!». Если проанализировать, то, как Она это говорит, то получится: «Ну-ка иди сюда, немедленно!» Это очень глубокая трансцендентная наука.

Все эти три вещи так удивили Кришну. Хотя эта любовь всепроницающая, она в то же время постоянно увеличивается. Хотя она является самым важным, что может быть, она полностью лишена гордости. И хотя она абсолютно чиста, она полна лицемерия. И Кришна подумал: «Как Я могу испытать этот вкус?» И Он решил, что «если Я смогу каким-то образом стать прибежищем этой любви, то есть той личностью, которая наполнена этой любовью, тогда Я смогу испытать вкус этой любви». И вдохновленный этими размышлениями Он явился как Господь Чайтанья. И Господь Чайтанья проявляет любовь Радхарани, не любовь Кришны, а любовь преданной, Радхарани к Кришне. И поэтому Господа Чайтанья называют Према-пурушоттама.

На этом мы сегодня закончим.

 

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru