Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

 
 
 

  Гуру-катха  

Дневник (путевые заметки) Кришна Чарана даса

(июль-август 2013)

Харе Кришна!

Вся слава Шриле Прабхупаде!

После просьбы Бала Гопала прабху, старшего из учеников Е.С. Бхакти Чайтаньи Свами в Санкт-Петербурге, я решился снова вести дневник во время своих путешествий с Гурудевом и Его Милостью Дхирашантой прабху по Северо-западному региону нашей матушки России.

Как-то мы с супругой обсуждали тему написания дневников и один из моментов, на который мы обратили внимание, что когда пишешь дневник, невольно корректируешь его содержание с поправкой на то, что его будет кто-то читать. Вследствие чего можно усомниться в искренности высказываний автора. Несомненно, есть люди, которые ведут дневник для себя. Чаще всего эти материалы остаются навечно в личных архивах, а если и становятся доступными читателю, то чаще всего после смерти автора J Лично для себя я нашёл следующее оправдание, которое помогло мне опять начать вести дневник, который будет доступен для прочтения: одно из проявлений смирения – это делать то, что тебя просят старшие. Раз попросили, я попробую написать и очень надеюсь, что материал будет хоть на что-то годен.

Итак, летом  2013 года, сразу после балтийского фестиваля, Гуру-махарадж вместе с Дхирашантой прабху приземлились на Кольском полуострове, в городе-герое Мурманске. Сразу хочу пояснить, почему они путешествуют вместе – дело в том, что Дхирашанта прабху готовится принять санньясу и выбрал своим санньяса-гуру Е.С. Бхакти Чайтанья Свами. Поэтому по закону ИСККОН они должны определённое количество времени в году проповедовать вместе.

Я очень долго ждал этой возможности столь близкого и продолжительного общения с Гурудевом и очень благодарен своим близким за то, что они мне подарили эту возможность – детей можно было оставить с бабушкой и дедушкой, а супруга согласилась на то, чтобы я распорядился именно так большей частью своего отпуска.

Сегодня уже последний день июля, но только сейчас выдалась возможность приступить к написанию дневника – те, кто когда-нибудь выполнял служении личного слуги меня поймёт, т.к. это служение поглощает всё твоё время, тем более, когда тебе выпала удача служить сразу двум очень старшим вайшнавам.

Перед началом этой небольшой эпопеи я задавал себе вопрос – чего я жду от неё? Среди разношёрстных ответов, мелькавших в моём уме по этому поводу, можно смело выделить самый главный – мне сильно не хватает способности погружаться в медитацию во время чтения мантры. И дело даже не в том, чтобы не читать джапу за рулём автомобиля или не теребить между делом счётчик в кармане – пугает то, что даже когда встаёшь рано и полон решимости нырнуть в океан Святого Имени, в наиболее благоприятное для этого время, всё равно плаваешь по поверхности, а иногда чувствуешь, что как-будто океан замёрз и ты бьёшься, как рыбёшка об его поверхность. С надеждой исправить положение вещей я отправился в первый город нашего маршрута – Мурманск.

Рейс из Москвы задержали на час, благодаря чему выдалась замечательная возможность пообщаться с преданными в аэропорту – там был Ванамали Кавирадж прабху, Парамананда прабху, Падманабха прабху, Шьям Прасад прабху, Индрадьюмна прабху, Сакхи Чаран прабху, а также мой дорогой друг Артём, матаджи Шримати, Притха и многие другие преданные из Мурманска, Мурманской области и не только. Все они с нетерпением ждали приезда Е.С. Бхакти Чайтаньи Свами и Дхирашанты прабху.

Из-за задержки рейса и длительного ожидания багажа, мы приехали в храм только в начале третьего ночи. Преданные горели энтузиазмом и желанием получить как можно больше милости и поэтому старшие преданные и ученики Гурудева попросили не отказывать им в возможности омыть стопы обоим гостям. Было очевидно, что у них уже не было сил отказывать и поэтому абхишека состоялась, после чего все отправились спать – кто-то из преданных остался в храме, а кто-то поехал домой.

28 июля (воскресенье)

В связи с поздним отходом ко сну почётных гостей утреннюю лекцию прочитал Падманабха прабху, что послужило, своего рода, прелюдией к вечерней лекции Бхакти Чайтаньи Свами, т.к. осталось несколько вопросов, окончательные ответы на которые было предложено уточнить у Гурудева. Один из вопросов касался значения небольшой крючковидной палочки на конце данды у санньяси – вечером Гурудев пояснил, что этот крючок символизирует две вещи:
- душу (которую мы вручаем Кришне вместе с телом, умом и чувствами)
- остриё проповеди (которым санньяси разрезает покров майи).

На самой же вечерней лекции прозвучало немало странных (на мой взгляд) вопросов о природе эфира и магнита – бедный Дхирашанта прабху! Ему не раз приходилось передавать микрофон Гуру-махараджу в попытках ответить на эти вопросы (дело в том, что в этот раз, похоже, Гурудев решил, что они утренние и вечерние лекции будут читать по очереди, а отвечать на вопросы будет не лектор – так каждый раз преданные смогут получить общение и Гуру-махараджа, и Дхирашанты прабху).

Чуть ранее, днём того же дня прошла харинама в одном из центральных парков Мурманска. Благодаря нескончаемому энтузиазму Индрадьюмны прабху практически любое событие в жизни заполярных преданных широко освещается в СМИ – эта харинама не стала исключением. Удивлению Гурудева не было предела, когда он увидел, что в парке Его уже ждали телерепортёры с камерами с ЧЕТЫРЁХ!!! местных каналов. Позже Гурудев в лекции сказал, что это показатель того, что в Мурманске очень благоприятные условия для проповеди и что преданные должны прилагать максимум усилий в этом направлении. «Вряд ли есть ещё один город в мире, где харинаму приходит снимать 4 телевизионных канала».

Уже вечером того дня, несмотря на страшный недосып (мы легли в 3, а встали в 5.30) я почувствовал, что со мной происходят некоторые перемены. Прабхупада часто говорил, что мы должны кришнаизироваться благодаря соприкосновению с трансцендентной энергией Кришны в различных её проявлениях. Точно также я чувствую, что начал снова Бхакти Чайтаньяизироваться, что проявляется в практически полном отсутствии каких-либо материальных беспокойств и внутренней созерцательности, несмотря на необходимость совершения невероятного количества внешних действий.

Я всегда очень рад встрече с мурманскими преданными – приезжая туда, я чувствую себя как дома, и значительную составляющую этого ощущения составляет общение с моим дорогим наставником – Раманандой Прийей прабху. Наша с ним беседа в то воскресенье, впрочем, как и всегда, была откровенной и поучительной для меня. Каждый раз общение с ним позволяет мне всё более и более чётко расставить жизненные приоритеты и выявить ошибки в подходах и практике преданного служения.

29 июля (понедельник)

Отвечая на вопросы преданных после утренней лекции Дхирашанты прабху, Гуру-махарадж привёл очень красочный пример, описывающий основной принцип этого материального мира. Я, как и многие другие преданные слышали этот пример впервые и он очень сильно нам запомнился.

Материальная жизнь подобна соревнованию, где победитель должен получить 1.000.000, но занять первое место невозможно и поэтому вместо 1.000.000 нам, как максимум, достаётся утешительный приз – “bupi-prise”. Это, знаете, такая свистулька с трубочкой – дуешь в свистульку и трубочка разворачивается, а потом сворачивается… И вот стоишь ты со свистулькой в губах и как дурак гордишься своим призом…

Не сказать, что в Мурманске ятра очень маленькая, но и большой её тоже не назовёшь. Это даёт преданным свои преимущества, в том числе уникальную возможность близкого общения с приезжающими махараджами. Этой возможностью активно пользовались многие преданные, приходя на даршаны и по одному и коллективно. Другая отличительная особенность нахождения в относительно небольших ятрах во время приезда махараджей – это обилие маха-маха прасада. Т.к. я нёс миссию личного слуги, я каждый день и не по разу мог вволю почитать остатки трапезы почётных гостей.

Надо сказать, что вкушали Бхакти Чайтанья Свами и Дхирашанта прабху каждый раз вместе и порой их трапеза длилась более часа, т.к. они погружались не только в трансцендентный вкус прасада, с любовью приготовленного матаджи Шримати, но и в обсуждение сокровенных тем, на этот раз известных лишь кандидату на получение титула санньяси и самому санньяси, т.к. в отличие от Ади Кешавы прабху, который более года был личным слугой Гуру-махараджа, мне было как-то неудобно оставаться в комнате во время трапезы и я всегда ждал её окончания за дверью в коридоре.

Вечером того дня была запланирована публичная лекция Гурудева в малом зале местной филармонии. Тему лекции искусно придумал Индрадьюмна прабху – «Святые места Индии. Как их посещение может сделать жизнь успешной». Не менее искусно за 5 минут до выезда из храма Гурудев поинтересовался, нет ли у меня, совершенно случайно, русской Брахма-самхиты, т.к. лекцию Он хотел начать с одного из стихов этого великого произведения основателя нашей сампрадайи. Как Вы, наверное, догадались, Брахма-самхиты на русском у меня с собой не оказалось. Также не оказалось её и в храме. После тщетных попыток подключиться к интернету по пути из храма в филармонию, мне пришлось на ходу (т.е. пока Гурудев пел «Джая Радха Мадхава») переводить 56 стих 5 главы Брахма-самхиты. Занятие это, должен вам сказать, не из лёгких – те, кто читал Брахма Самхиту, знают, что там и по-русски то не всегда можно понять, что имел ввиду Брахмаджи. Но в итоге я решил предаться и благодаря кое-каким познаниям в английском языке и в значительной степени благодаря подсказкам сверхдуши, стих поддался переводу и, если честно, я сам был заворожен его красотой:

«Я поклоняюсь этой трансцендентной обители, известной как Шветадвипа. Где богини удачи Лакшми, возлюбленные спутницы Господа, в своей духовной сущности совершают любовное служение Верховному Господу Кришне, своему единственному возлюбленному. Где каждое дерево – трансцендентное дерево желаний; где земля является философским камнем, вода – нектаром, каждое слово – песней, каждый шаг – танцем, где Господь не расстаётся со своим верным спутником – флейтой. Где сияние полно трансцендентного блаженства, где возвышенные духовные существа доставляют всем нескончаемое наслаждение, где бесконечное множество коров наполняют молочные океаны, где протекает вечное трансцендентное время без прошлого и будущего, а настоящее не уходит в прошлое даже на мгновение. Эта обитель известна как Голока лишь немногим душам этого мира, которые смогли достичь самореализации».

Начав с этого стиха, Гурудев в своей неподражаемой манере раскрыл основные аспекты философии сознания кришны, описывая наиболее значимые и известные места паломничества – Тирупати, Вриндаван, холм Говардхана и некоторые другие. Если у вас будет возможность, настоятельно рекомендую послушать или посмотреть запись этой программы. И аудио и видео можно будет со временем найти на нашем сайте www.caitanya.org.ru .

Также хочу сказать, что это один из самых любимых стихов Гуру-махараджа и Он его не читает, а, как и положено, поёт.

30 июля (вторник)

Утренний класс ШБ провёл Гурудев, но, если честно, то сейчас я могу вспомнить только то, что лекция была по 16 главе 1 песни ШБ, т.к. сейчас уже 2 августа и мы успели побывать во Пскове и прямо сейчас Вячеслав прабху везёт нас в Великий Новгород. Надо сказать, Вячеслав ещё тот лихой наездник – не раз во время переездов Дхирашанта прабху инстинктивно упирался ногой в возвышение на полу и поворачивал ко мне голову, многозначительно качая головой, мол лучше бы он так не делал. Гурудев же был непоколебим, ну или, по крайней мере, мне так казалось из-за Его спины. Но, надеюсь, что милостью Кришны мы благополучно доберёмся и до Великого Новгорода и от туда до Санкт-Петербурга.

Давайте вернёмся в 30 июля, в Мурманск. Во время общего завтрака я напомнил преданным о возможности попасть на даршан к Гурудеву и Дхирашанте прабху, и нашлось довольно много желающих, хотя все они …

Только что Дхирашанта прабху опять повернулся ко мне и цыкнул языком, качая головой по поводу наших манёвров на дороге. Сделав эту запись в дневнике, и поразмыслив над ней, мне стало как-то не по себе. Ведь случись что с нами в дороге, я тоже буду в этом виноват, т.к. участвовал в составлении  плана всех наших перемещений по СЗ региону… Внезапно всё это весёлое и крайне интересное мероприятие предстало совершенно в ином свете. До какой-то степени я почувствовал груз ответственности, который лежит на мне, за Гурудева и Дхирашанту прабху. А по сути дела так и должно быть – ответственность ведь лежит не только на гуру, но и на ученике. Очень надеюсь, что не каждому ученику нужно подвергнуть жизнь своего гуру опасности, как пришлось мне, чтобы осознать это. Мы должны быть  ответственными учениками нашего дорого Гурудева.

И всё же вернёмся в Мурманск – днём, в перерыве между даршанами, мы успели снять видео-обращение к читателям новой книги, кстати, название книги Гурудев решил изменить – она будет называться «Говардхана – холм, исполняющий все желания». Т.к. все преданные хотели попасть на даршан к Гурудеву и только матаджи Притха пришла пообщаться с Дхирашантой, прабху, я воспользовался этой возможностью и в перерывах между различного рода служениями (хотя должен сказать, что перерывов было совсем мало, и были они очень непродолжительными) общался с Дхирашантой прабху обсуждая различного рода насущные вопросы, а также планы по организации занятий с детьми и семинаров для взрослых на украинском фестивале.

Как раз вечером Дхирашанта прабху решил опробовать впервые на взрослых одну крайне интересную интерактивную философскую постановку под названием «транзитная душа», которая ярко, смешно и очень наглядно показывает, как душа запутывается в материальном мире, какую роль в этом играют майа деви и 3 гуны материальной природы. Также на сцене была сверхдуша, появлялись ямадуты и преданный санкиртаны, который принёс душе трансцендентное знание и помог начать свой путь к освобождению.

Все были крайне довольны спектаклем, а самым благодарным зрителем был маленький сын матаджи Жанны – он смеялся очень звонко и очень искренне, тем самым заводя всех преданных.

31 июля (среда)

После непродолжительных сборов и ускоренной утренней храмовой программы, мы выдвинулись в аэропорт, где Гурудев с Дхирашантой прабху позавтракали прасадом, заботливо приготовленным в дорогу матаджи Шримати.

Т.к. мы последними проходили регистрацию, нам достались места почти в самом конце самолёта, что оказалось к лучшему, т.к. ближе к носу самолёта все сиденья были заняты, а в хвосте можно было комфортно расположится, что мы и сделали сев вчетвером (на этот раз с нами летел ещё Ванамали Кавирадж прабху) на одном ряду из 6 сидений.

По прилёту в Санкт-Петербург мы очень быстро получили багаж, оставили Ванамали Кавираджа прабху в аэропорту дожидаться автобуса на Великий Новгород, и погрузились в автомобиль Вячеслава прабху, который милостиво вызвался быть нашим водителем и служить Гурудеву во время посещения Пскова и Великого Новгорода. Кстати, Вячеслав очень полезный слушатель в аудитории – он всегда задаёт вопросы под очень необычным углом и Гурудев с Дхирашантой прабху не раз это отмечали.

Помимо всего прочего, в этот день произошло две важных для меня вещи – я наконец-то вычитал долги по джапе и смог читать дополнительные круги просто для души, а не в счёт долгов. А ещё я наконец-то улучил время, чтобы сделать первую запись в свой дневник, о чём я уже упоминал.

За джапой и написанием дневника дорога до Пскова пролетела незаметно и очень скоро мы оказались во дворе дома Индрадьюмны прабху и матаджи Аннады – очень гостеприимных хозяев, в чьей семье в прошлом году родился маленький Гопал, ставший любимцем всей ятры. Во дворе нас встречали киртаном преданные во главе с местным президентом, Лакшмана Праной Прабху. Вечером преданные организовали программу в  небольшом зале, на которую пришло человек 50. Большая часть лекции была посвящена различного рода практикам йоги, в частности аштанга-йоге, и Гурудев объяснял превосходство бхакти-йоги над всеми другими видами духовной практики. После лекции была возможность задать вопросы, чем не преминули воспользоваться Лакмана Прана Прабху и наш Вячеслав – казалось, они соревновались между собой, кто задаст больше вопросов.

1 августа (четверг)

Я заметил, что уже вошёл в определённый ритм, который был вполне приемлем моему телу и уму. При этом спать в течение дня не хотелось, и сохранялась бодрость ума и тела. Ложиться я старался в 21.30-22.00, а вставал в 03.30, чтобы успеть принять омовение до Гурудева и Дхирашанты прабху, т.к. пока они принимают омовение, я совершаю стандартные утренние ритуалы слуги – прибираю в комнате, собираю кровать, мою пол, готовлю бельё и пр. по мелочи.

После утренней программы в доме у Индрадьюмны прабху неожиданно выяснилось, что завтрак для почётных гостей никто готовить не собирался. Благо завтрак у них нехитрый и с горем пополам я сумел всё сделать сам, задержав приём пищи всего на полчаса. Вообще, я так понял, что из-за некоторой разобщённости в руководстве ятры, вопрос распределения милости возвышенных вайшнавов между членами общины остался не решённым, т.к. никто не вызвался ни стирать бельё, ни его гладить. Но лично я ничуть этому не опечалился, сочтя это за уникальную возможность ещё одного посильного личного служения ученикам Шрилы Прабхупады – единственное чего я боялся, так это нехватки времени, но Кришна всё устроил наилучшим образом и дал мне разум попросить одну местную матаджи, ожидавшую своей очереди на даршан заняться глажкой белья. Через полтора часа она осилила две стопки трансцендентного белья и просто сияла, радуясь возможности такого служения. Я ещё раз убедился в том, что мы не должны упрекать кого-либо в том, что он не делает то или это – мы должны сами прилагать максимум усилий, стараться их прилагать в соответствии с принципами, изложенными Рупой Госвами в Бхакти Расамрита Синдху, и не стесняться предлагать преданным тоже получить милость. Говорится, что если ты хочешь причинить боль вайшнаву, нужно забрать у него служение. И значит наоборот – если хочешь доставить радость вайшнаву, нужно предложить ему возможность послужить. Тогда Кришна всё устроит наилучшим образом, и все будут счастливы в служении вайшнавам и Кришне.

Я уже писал немного о том, как проходят трапезы Гуру-махараджа и Дхирашанты прабху. Так вот, во Пскове я набрался смелости и решил остаться с ними во время приёма пищи. Поначалу мне было как-то неловко, т.к. ситуация мне казалась несколько странной – ты стоишь и смотришь, как двое других людей кушают. Это противоречило правилам хорошего тона, согласно которым меня с детства учили не смотреть в рот людям. Но оказалось, что моё присутствие во время трапезы всё же оправдано, т.к. периодически нужно было положить добавку, ответить на какой-нибудь вопрос, что-нибудь подать. Я начинал входить во вкус и решил, что по возможности продолжу пребывать вместе с ними за едой, т.к. это даёт ещё одну уникальную возможность – наблюдать за интимным общением двух возвышенных душ. Должен сказать – это крайне поучительный опыт в плане построения взаимоотношений между преданными и выбора тем для общения. Каждый раз беседа была непринуждённой, хотя иногда было видно, что Гурудев использует это время ещё и для того, чтобы лишний раз присмотреться к кандидату на получение санньясы J

Вечером у нас опять была программа в том же зале, что и вчера. Дхирашанта прабху продолжил читать из БГ про различные практики йоги и, подводя аудиторию к пониманию превосходства бхакти, не преминул спеть в качестве иллюстрации одну из песен Pink Floyd, что нашло как непосредственный позитивный отклик у аудитории, так и отложенный эффект – на следующий день один местных преданных предложил Дхирашанте прабху во время следующего приезда записать несколько треков в его музыкальной студии.

В этот раз по предложению Бхакти Чайтаньи Свами преданные устроили полноценный киртан (в то время, как вчера киртана было совсем чуть-чуть). Все, кто находился в нашем небольшом зале, были в полном экстазе – поначалу несколько робкие, преданные вскоре вовсю отплясывали под заводной киртан Гурудева, а Дхирашанта прабху увлёк всех мужчин в свой фирменный витиеватый паровозик. Всем было здорово – всем, да не всем J Оказалось, что преданные только с нашим приездом стали собираться в этом арендованном зале и ещё не успели притереться с соседями. Поэтому во время киртана соседи сами пришли немножко «притереться» - жилец квартиры сверху вышел во двор и стал грозно барабанить нам в окно, но бедолага попал в ритм мриданги и его почти никто не услышал. Поэтому он решил войти внутрь и разобраться, что происходит. Совершенно случайно ему навстречу попался Индрадьюмна прабху с маленьким Гопалом на руках – они и приняли на себя все негативные эмоции этого человека. Очевидно увидев крепкое телосложение Индрадьюмны прабху, он счёл нужным ограничится лишь словами и не стал предпринимать никаких дальнейших действий. Также во время киртана, как оказалось позже, пришёл один из сотрудников соседнего офиса и громко демонстративно хлопнул нашей дверью, но его опять же никто особо не заметил, решив что дверь захлопнулась от сквозняка. В общем Гурудев с Дхирашантой прабху всех настолько втянули в свой трансцендентый пузырь, что никто особо не обращал внимания на эти проявления внешнего мира.

2 августа (пятница, экадаши)

Утром Гурудев прочитал лекцию, а сразу после завтрака стали подходить преданные на даршан. Преданные приходили один за другим и время в перемещениях между комнатой Гуру-махараджа и Дхирашанты прабху пролетело незаметно – уже было пора накрывать обед. На экадашный обед были драники со сметаной, запечённые авокадо с паниром и сыром, а также вкуснейший экадашный торт. Кое-что из остатков обеда мы взяли с собой, чтобы перекусить во время долгой дороги.

И вот мы выехали. Первый отрезок пути проходил по трассе Санкт-Петербург-Псков с хорошим дорожным покрытием, и я даже достал компьютер, чтобы продолжить писать дневник, но спустя где-то сотню километров мы свернули на отворотку к Великому Новгороду, и начались родные кочки, ямы, заплатки и ухабы. Гурудеву показалось, что мы куда-то ни туда свернули, а Вячеслав стал интересоваться у меня относительно заправочных станций на этой чудо-трассе. Т.к. на этой трассе я был впервые, то мы решили задать этот вопрос навигатору, который ответил, что следующая заправка будет аж в Великом Новгороде, что в 80 км, а бензина было всего на 50 J Но по милости Кришны через пару км нам попалась какая-то заправка местного значения, обитатели и нечастые посетители которой с любопытством стали рассматривать вышедших из машины людей в вайшнавской одежде. Я ещё раз убедился, что проповедовать – далеко не всегда значит говорить. Иногда достаточно просто показаться на людях в вайшнавской одежде, и они сразу вспоминают о Кришне.

Слава Богу, через пару десятков километров дорога стала чуть получше и, несмотря на мои высказывания о том, что мы никуда не торопимся и можно ехать помедленнее, Вячеслав пулей в своей фирменной манере домчал нас до Великого Новгорода. Т.к. мы приехали чуть раньше, чем планировалось, Ванамали Кавирадж прабху отправил нас погулять по кремлю. В целом Гурудев и Дхирашанта прабху были не против прогуляться, но меня смущало одно обстоятельство – был день ВДВ.

На наше счастье был ещё день и ВДВшников было не так много на улицах, а те, что нам встретились, были пока ещё во вполне вменяемом состоянии. Благодаря чему мы смогли минут 40 почитать мантру, прогуливаясь по дорогам и тропинкам местного кремля.

Во время прогулки я попросил Гурудева более подробно ответить на вопрос, который я задавал на утренней программе – он касался того, как нужно себя вести и что отвечать, когда другие преданные благодарят тебя за служение. Общий ответ был озвучен на лекции, что нужно всё сводить к милости гуру и Кришны, а вот конкретную работу с моим ложным эго Гурудев начал проводить именно во время прогулки по кремлю. Мы подробно разобрали мой случай и я ещё чуть-чуть приблизился к пониманию того, что всё что бы мы ни делали мы можем получить хороший результат лишь по милости гуру и Кришны.

И вот мы приехали на программу. Оказалось, что это была первая публичная программа Сознания Кришны в Великом Новгороде. Сначала преданные сняли другой зал, но потом выяснилось, что владельцы помещения были против проведения в нём киртана и поэтому за день до программы, не без шакти Ванамали Кавираджа прабху, преданным удалось найти этот небольшой уютный зал, который вместил всех желающих, которых оказалось человек 50. И, хотя причиной отказа от старого зала стало наше желание попеть киртан, преданные были столь взволнованы предстоящим событием, что забыли привести на программу музыкальные инструменты…. Но Гуру-махарадж был готов к любому повороту событий и провёл экстатичный киртан под звон каратал, что всегда с собой носит Дхирашанта Прабху.

Во время лекции Гуру-махарадж рассказывал атма-таттву, науку о бессмертной природе души и бренности материального тела. Т.к. в зале были не только преданные, но и гости, не знакомые ранее с нашей философией, для многих это знание стало откровением, и после лекции было много вопросов. Также и Вячеслав прабху не упустил возможности задать пару вопросов – я уже говорил, что он любит это дело.

Слава Богу, что в Санкт-Петербург из Великого Новгорода мы решили ехать по другой трассе, которая была чуть длиннее, но за то на ней не было кочек и ухабов. В итоге мы приехали даже раньше времени и передали Гурудева с Дхирашантой прабху в заботливые руки Бала Гопала прабху, который уже ждал нас во все оружии на квартире.

В эту ночь я решил ночевать дома и после того, как все вопросы с гостями были решены,  я спустился в метро и оказался в каком-то странном мире, который не имел никакой общей оси – каждый, кого я видел, был сам по себе, и я чувствовал, что не хочу быть частью этого мира - потому всю дорогу старался повторять и слушать Святые Имена, и так сохранить связь с Гурудевом. Нечто подобное чувствуешь, когда возвращаешься в Россию из святой дхамы.

3 августа (суббота)

Несмотря на то, что я ночевал дома, особо отдохнуть не удалось, т.к. мы с Леной общались до часу ночи – она рассказывала мне свои новости, а я делился впечатлениями от первой части своего путешествия.

Я пропустил утреннюю джапу и приехал на квартиру к Гурудеву только к 11.00, как раз к Его встрече с Экатой прабху, оформителем новой книги Гуру-махараджа «Говардхана – холм, исполняющий все желания». За несколько часов нашего общения мы обсудили много деталей предстоящей работы над макетом книги. Т.к. Гурудев сам занимался редактированием части фотографий, они несколько раз с Экатой прабху обсуждали, в какой программе и какими инструментами лучше делать те или иные коррективы.

После обеда мы отправились на необычную программу – впервые на моей памяти в Санкт-Петербурге было сразу трое почётных гостей – учеников Шрилы Прабхупады: Ниранджана Свами, Бхакти Чайтанья Свами и Дхирашанта прабху. Пока Дхирашанта прабху, ходил в ванную комнату, Ниранджана Свами и Бхакти Чайтанья Свами заняли крайние сиденья, оставив место посередине для Дхирашанты прабху. Также ему оставили самую жирную гирлянду. Когда на глазах у всех собравшихся преданных Дхирашанту прабху против его воли усадили посередине и надели эту самую гирлянду, было видно, как он немного покраснел от смущения и сказал, что чувствует себя Раху, встрявшей между Солнцем и Луной. Предметом обсуждения была Прабхупада-катха.

Т.к. вместе с Ниранджаной Свами приехал в качестве слуги и переводчика Мадана Мохан прабху,  перед началом лекции я попросил его быть сегодня переводчиком. Помимо того, что он лучше меня переводит, он также очень удивительный преданный и слова махараджей в его переводе подобны спелому плоду ведической литературы, который становится ещё более сладким от прикосновения попугая – Шукадевы Госвами. В ответ на мою просьбу Мадана Мохан прабху ответил, что ему больше нравится слушать, чем говорить, но если я ему скажу переводить, то он последует моему указанию. От такого ответа мне стало как-то не по себе, т.к. в нём чувствовалось искреннее смирение, а не просто шаблонный ответ, о котором я спрашивал Гуру-махараджа после лекции во Пскове. Ещё больше мне стало не по себе, когда почётные гости расселись на свои места перед лекцией, а я пошёл показать Дхирашанте прабху, где находится ванная комната, и вдруг слышу, как Гурудев и Видагдха Широмани прабху в микрофон зовут меня по имени. Бегу я через весь зал к Гуру-махараджу, а он мне показывает пальцем на микрофон – мол, садись, будешь переводить. Такого поворота событий я никак не ожидал… В итоге мне выпала ещё одна возможность попытаться проявить смирение и предаться указаниям старших. Получилось не очень и мне жаль, что из-за меня не все нектарные детали повествований о Шриле Прабхупаде были донесены до собравшихся преданных.

А ещё во время лекции Гурудеву не куда было деть гирлянду, и он решил повесить её на меня, чем окончательно меня смутил. В общем, я понял, что эта катха для меня стала очередным испытанием и продолжением тонкой работы Гурудева над моим ложным эго после нашего разговора в Великом Новгороде.

После выступления почётных гостей было много желающих получить личное общение Бхакти Чайтаньи Свами, в результате чего мы вернулись на квартиру уже в девятом часу.

Ещё утром я договорился с Бала Гопалом Прабху, что останусь ночевать здесь, и с удовольствием расположился на кухонном полу, в предвкушении стандартной утренней программы личного слуги – мытья полов, приборки постели, наведения общего порядка в комнате, приготовления свежей одежды и напитков – имбирного чая для Гуру-махараджа и лимонного напитка для Дхирашанты Прабху.

4 августа (воскресенье)

После утренней джапы  и завтрака многие из учеников и доброжелателей пришли получить даршан, как Гурудева, так и Дхирашанты прабху. Также до обеда успел получить вторую инициацию мой брат в Боге, Намананда прабху, который, как обычно, наполнял  эфир вокруг себя нескончаемыми поучительными историями из шастр и личной жизни. Не знаю, правда это, или нет, но говорят, за эту склонность его прозвали «Намананда радио».

Днём Махасимха прабху опять отвёз почётных гостей в КЦ «Гаура», где Гуру-махарадж по просьбе Ачьютатмы прабху рассказал собравшимся об игре Господа Нитьянанды в Пани Хати, когда Нитьянанда «наказал» Рагхунатху даса, «заставив» его накормить пиром всех собравшихся вайшнавов.

Пока Гурудев вёл Нитьянанда-катху, Дхирашанта прабху в соседнем зале проводил испытания своей новой интерактивной постановки на детях. И время от времени от туда раздавался дружный детский хохот.

На программе преданные показали премьерную постановку музыкального спектакля о том, как движение Шрилы Прабхупады освобождает души из этого материального мира. В этот день было много киртана, танцев и веселья.

После программы Дхирашанту прабху преданные забрали в сауну. Вообще изначально и Гурудев тоже собирался пойти, но потом нам удалось отговорить Его от этой затеи, т.к. Он согласился лишь ради садху-санги с Дхирашантой прабху – сам же Он сауну не любит.

Дхирашанту прабху забрали в начале девятого и привезли в начале двенадцатого. В сауне ему понравилось, но там также выяснилось, что он потянул на киртане связки голеностопа, поэтому домой он возвращался сильно хромая.

С широкой улыбкой на лице Адикарта прабху передал мне не только Дхирашанту прабху, но и два пакета с вкуснейшими фруктами – арбузом, персиками, виноградом, сливами и черешней. Далее всё было в точности, как Кришна говорит в Бхагавад-гите – моё сыроедческое чувство вкуса пришло в возбуждение от созерцания сыроедческих объектов чувств и было уже не важно, что дело шло к полуночи – пришлось устроить пир в одно лицо, о чём я, собственно говоря, и не пожалел. Кстати этими же фруктами мы с Махасимхой и Наманандой смогли позавтракать на следующее утро.

5 августа (понедельник)

Это последний день нашего пребывания в Санкт-Петербурге и мне хочется поделиться в целом впечатлениями от нашего приёма Гурудева. Когда Гуру-махараджа приезжал в Санкт-Петербург в прошлом и позапрошлом году, меня не покидало ощущение, что нам не хватает какой-то общей координации усилий всех преданных, участвующих в приёме гостей – каждый был занят своим служением, но не было кого-то одного, кто бы следил в целом за координацией наших усилий. Так в прошлом году мы один раз вообще забыли привезти на программу слуг Гурудева, Ади Кешаву прабху и его супругу, матаджи Гауранги, за что и получили полноценный «втык» от Гуру-махараджа. В этом же году всё прошло почти как по маслу, всё, что нужно было сделать, было сделано и в целом создавалось впечатление общей слаженности и координации. Как моим братьям и сёстрам удалось этого добиться, для меня остаётся полной загадкой. Вполне возможно, что весомым вкладом в этот результат послужило то, что в процессе подготовки к приезду Гурудева в этот раз я не принимал вообще никакого участия J

После совместной утренней джапы и завтрака Гуру-махарадж нашёл время сделать комплекс общеукрепляющих упражнений, которые он начал делать после того жуткого падения в ванной. К сожалению, не каждый день у Него сейчас появляется время для этих занятий. И Он говорит, что если долгое время их не делает, то чувствует, что боль в спине возвращается. Кстати, тоже самое, похоже, происходит и с диетой – если в первое время после падения Гуру-махараджа тщательно следил за количеством и составом потребляемого прасада, то сейчас Он всё больше и больше отходит от жёстких канонов Своей диеты, что приводит к тому, что Он опять стал набирать вес. Здесь есть над чем задуматься, т.к. с одной стороны преданные хотят, чтобы им побольше досталось маха-маха, да и Гурудев вроде как не против себя побаловать сладким, а с другой стороны, всё это вряд ли положительно сказывается на Его здоровье.

После занятий был ещё один спонтанный даршан. Затем Гурудев с Дхирашантой прабху отправились в аэропорт. Нашим следующим пунктом назначения была столица республики Коми, Сыктывкар.

В аэропорту выяснилось сразу несколько моментов. 1 – оказалось, что наш рейс задерживается на пол часа; 2 – когда мы уже сдали багаж и были готовы пройти предполётный досмотр, оказалось, что моя супруга ещё только на подъездах к аэропорту и будет здесь ещё минут через 15 – она приготовила гостям в дорогу сладкие шарики и, естественно, хотела им их передать. Оба эти обстоятельства как нельзя лучше дополнили друг друга и мы нашли в зале ожидания небольшой закуток, где наши гости присели на кресла, а провожающие преданные окружили их. Действительно, через 15 минут прибежала Лена – она так торопилась, что лицо у неё стало почти таким же красным, как штаны. Но было видно, что она осталась довольна своей марафонской дистанцией.

После общения с преданными мы всё же пошли проходить предполётный досмотр, а преданные забрались на лестничный пролёт и ещё как минимум пол часа наблюдали за нами от туда. Гурудев немало был удивлён этим фактом. Пока мы ждали посадки, Гуру-махараджа работал над шестой главой новой книгой, с которой возникли сложности, т.к. хронология событий Говардхана-лилы заставляла нас описывать разные святые места не в том порядке, как они расположены по ходу парикрамной дороги. После обсуждения с Экатой прабху, было принято решение всё же отталкиваться от географического расположения мест, что требовало перетасовки, как фото, так и текста. В итоге рейс задержали на час, что, как оказалось позже, было подарком сыктывкарским преданным, которые вплоть до последнего момента продолжали наводить различного рода приготовления.

В аэропорту Сыктывкара нас ждала жёсткая посадка, по поводу чего Гурудев рассказал мне про одну африканскую авиакомпанию, проводящую особую маркетинговую политику – они постоянно шутят с пассажирами на борту. Со слов Гурудева, как-то, после ещё более жёсткой посадки, капитан корабля обратился к пассажирам: «Как вы уже, наверное, заметили, мы приземлились…».

В Сыктывкаре нас ждал очень тёплый приём и крайне интенсивная программа. Каждый день проходили две программы – утренняя и вечерняя. Помимо этого, была ещё одна харинама и церемония инициации, а почти всё оставшееся время местные преданные отвели для личных и групповых даршанов, так что всё было очень и очень плотненько, как для гостей, так и для их слуг. В один из дней на даршан пришло столько преданных, что Гурудеву в какой-то момент пришлось просто директивно сказать, что следующий даршан будет последним. Но последний даршан для Гуру-махараджа совсем не был последним для переводчика, т.к. все «не попавшие» решили попасть, по крайней мере, на даршан к Дхирашанте прабху. В результате такого распорядка дня, практически во все дни нашего пребывания в Сыктывкаре основным приёмом пищи для меня был ужин уже в десятом часу. Пару раз в течение дня меня ловил за руку Дхирашанта прабху и, глядя прямо мне в глаза, говорил: «сядь, я хочу увидеть, как ты ешь» J

Вообще Дхирашанта прабху очень необычный преданный – будучи одним из старших членов ИСККОН, он общается с тобой с позиции твоего близкого друга. Практически каждый, кто имел возможность попасть к нему на даршан, или просто получить общение, мог получить не просто ответ на свой вопрос, но получить его так, чтобы появились внутренние силы к переменам. В общем, в процессе нашего с ним общения я всё больше и больше проникаюсь к нему уважением.

6 августа (вторник)

По просьбе Ванамали Кавираджа прабху на всех своих лекциях в Сыктывкаре Гурудев и Дхирашанта прабху раскрывали значимость пяти основных видов преданного служения – садху-санга, нама-киртан, бхагават-шраван, мадхуравас, шри муртир шрадхая севан.

В этот день у нас прошла харинама и достаточно большое количество сыктывкарцев смогли услышать Святое Имя. Т.к. харинамы здесь проходят не очень часто, то это стало событием, как для самих преданных, так и для жителей города.

7 августа (среда)

В этот день шестеро преданных получали инициацию. Руководство ятры очень основательно подошло к этому вопросу, и т.к. Гурудев настоял на проведении ягьи, всех преданных организованно увезли к месту её проведения и привезли обратно на большом автобусе. Ягья проходила в недостроенном доме Аруны Чайтаньи прабху, в 30 км от города. Ванамали Кавирадж прабху был главным жрецом (а, собственно говоря, второго и не было, т.к. в сыктывкарской ятре только один брахман, который получил в прошлом году вторую инициацию у Гурудева, но потом решил стать ритвиком – в связи с чем на ягье его не было).

У Гуру-махараджа на ай-паде есть список духовных имён в алфавитном порядке, которые он обычно даёт ученикам, чтобы первая буква кармического имени совпадала с духовным. При этом он также смотрит, насколько это имя подходит природе этого преданного, и иногда спрашивает у самих преданных, нет ли у них каких-либо пожеланий относительно имён. Чаще всего пожеланий не возникает и преданные говорят, что мол, как назовёте, Гуру-махарадж, так и будет, на всё Ваша воля… Однако, не раз бывало так, что после того, как человек отошёл от шокового состояния после церемонии инициации, он понимает, что имя ему как-то не по душе. И эта инициация не стала исключением, в результате чего новорождённую Трибхуванешвари деви даси в этот же день на вечерней программе переименовали в Туласи Прию деви даси. В конце концов, все были счастливы и довольны.

В отличие от предыдущих наших приездов в Сыктывкар, в этот раз порадовало большое количество новых преданных, присоединяющихся к движению через бхакти-врикши, а также повеселевший президент ятры, который уволился с завода, открыл свой небольшой бизнес и стал больше времени уделять общественной жизни ятры.

8 августа (четверг)

Вечером предыдущего дня у нас с Дхирашантой прабху состоялось совещание относительно очерёдности принятия утреннего омовения. Он сказал, что собирается отправиться в ванную где-то в районе трёх утра, и что если я согласен быть добровольцем и помыться раньше него, то он позволит мне это сделать J Я был не против, да и выбора особо не было, т.к. надо было успеть собрать и запихать в чемодан все свои вещи, включая шесть литров мёда, которые мне пожертвовали преданные, приготовить Дхирашанте прабху лимонный напиток, подготовить и запаковать нам прасад в дорогу, разобраться с кучей белья, которая продолжала сушиться на балконе – всё это до того, как встанет Гуру-махарадж, а потом ещё помочь Ему собрать чемодан. В общем, день обещал быть долгим – так оно и получилось.

Нам предстояло сегодня два перелёта – из Сыктывкара в Санкт-Петербург, а затем в Архангельск. На оба рейса нам подали смешные самолёты конструктора Антуфьева, которые, несмотря на свой неказистый внешний вид, вполне сносно справились с поставленной задачей.

Планируя этот день, я рассчитывал, что вполне смогу вычитать все круги во время перелётов и ожидания между рейсами в Пулково, но недосып и крайне интересное общество Ванамали Кавираджа Прабху, который полетел с нами, внесли свои коррективы. После того, как мы прилетели в Питер, я накормил в зале ожидания прасадом Гурудева и Дхирашанту прабху, после чего сели вкушать мы с Ванамали Каваирджем прабху. За интересным разговором наша трапеза растянулась вплоть до посадки на следующий рейс. На борту же джапа и сон сменяли друг друга с переменным успехом.

Мы прилетели в Архангельск, и нас… никто не встретил в аэропорту. Или, если быть более точным, то встретили, но не сразу. Спустя несколько минут ожидания в зале прилёта появились Шьям Прасад прабху и Аравиндакша прабху, которые никак не ожидали, что рейс прилетит почти на пол часа раньше, чем по расписанию.

В Архангельске также каждый день были утренние и вечерние программы, но в течение дня было не так много преданных, желающих попасть на даршан, и т.к. харинаму пришлось отменить из-за погодных условий, у всех у нас появилось чуть больше свободного времени, которое в моём случае уходило, в основном, на общение с моим дорогим братом в Боге, Шьям Прасадом прабху, недавно ставшим президентом Архангельской ятры.

В один из дней я умудрился сначала уронить на землю ай-пад Гуру-махараджа, а потом положить его в кучу кокосовой стружки, оставшейся после раздачи сладких шариков. Говорится, что в присутствии своего духовного учителя, ученик должен считать себя дураком, и в тот день у меня это получилось вполне искренне. Испытав на себе долгий пронзительный взгляд Гурудева, я почувствовал, как моё ложное эго стало чуть менее плотно обволакивать бессмертную душу. Также этим неприменул воспользоваться и Дхирашанта прабху, закрепив успех операции.

Другим знаменательным событием нашего пребывания в Архангельске стал торт, искусно приготовленный Шьям Дулари. Торт был в форме глобуса, вокруг которого были разложены чётки, на верхушке был значок ИСККОН, маха-мантра по кругу и надпись «Миссия Шрилы Прабхупады – наша жизнь». Когда я принёс торт на обед, Гуру-Махарадж и Дхирашанта прабху на какое-то время оторвались от трапезы и стали рассматривать это произведение искусства. А перед тем, как я занёс над ним нож, Гурудев удостоверился, что мы его сфотографировали и пришлём Ему фото. Кстати, вот эти самые фото:

На лекциях в Архангельске было затронуто много тем, но мне больше всего запомнилось две лекции Гурудева – одна про роль шикша-гуру в духовной практике, а другая про то, как важно служить преданным, в том числе почитая остатки их пищи. Лекция про маха-прасад вызвала в последствии много обсуждений, как среди преданных, так и со стороны Дхирашанты прабху – все как-то стали более ответственно подходить и к оставлению после себя недоеденного прасада, и к раздаче маха-прасада направо и налево. На лекции было много практических вопросов, нормально ли мужу оставлять после себя маха-прасад для жены и приемлемо ли матерям доедать за детьми. Тема важная и я очень советую послушать запись лекции. Т.к. на лекции Гуру-махарадж опять рассказал историю Кали-даса, я непримянул задать давно мучавший меня вопрос – почему Кали-дас получил высшую милость Господа Чайтаньи, совершая, по сути, крайне эгоистическую практику подъедания за другими, катания в пыли и поглощения воды, омывшей чужие стопы – в Чайтанья Чаритамрите говорится, что помимо этого он ничем более не занимался. Гурудев дал ответ, который я даже и не мог предположить, и если мне получилось кого-то заинтриговать – скачивайте эту лекцию с нашего сайта (она уже там) и испейте нектар своими ушами.

Как и в прошлом году, получилось так, что Архангельск стал последним городом нашего маршрута на Северо-Западе России. И, как и в прошлом году, Гурудев улетел на день раньше, чем Дхирашанта прабху, что, как и в прошлом году, разительным образом сказалось на преданных. Все, можно сказать выдохнули и чуть-чуть расслабились. Почувствовав эту бхаву, Дхирашанта прабху решил не грузить вечером преданных философией и, ко всеобщему удовольствию, поставил на программе свой фирменный спектакль про обусловленную душу, постепенно запутывающуюся в трёх гунах материальной природы, и освобождающуюся из них благодаря милости преданных и Господа.

Когда я сказал Дхирашанте прабху, что Гурудев забыл свой ай-пад с наушниками в самолёте, он сказал: «мы с Ним уже старые преданные и нам нужно, чтобы за нами кто-то следил и заботился…» Давайте же и мы с Вами будем заботиться о своих духовных учителях, помогая им в осуществлении миссии Господа Чайтаньи, сотрудничая между собой, углубляя свои духовные реализации и заботясь о них, когда нам выпадает удача личного общения. Насколько я смог понять, это именно то, что доставляет им наибольшую радость.

Ваш слуга,
Кришна Чаран дас
(июль-август 2013)

 

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  p
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru